Стихотворение первый снег яков аким: Яков Аким — Первый снег: читать стих, текст стихотворения полностью

Содержание

План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект кружковой работы «Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег» с использованием мнемотехники»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

 «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

                      Детский сад №;8 «Зоряночка»

                                                                                                ______________С.Ю. Месикова

21 декабря    2018г

Конспект кружковой работы для детей средней группы

«Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег»

с использованием мнемотехники»

Воспитатель

                     Носова  Нина Витальевна

первой квалификационной категории

Ессентуки

2018г.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе.

Задачи:

Образовательные: учить детей запоминать стихотворения, опираясь на картинки. Учить передавать в рисунке характерные признаки зимы.

Развивающие: развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства.

Речевые: совершенствовать отчетливое произношение, обогащать словарь детей: мостовая, прикорнуть, салазки.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Материалы и оборудование: картинки по содержанию стихотворения, иллюстрации на тему «Зима», листы бумаги с заранее нарисованным пейзажем (на каждого ребенка, белая гуашь, кисти, ватные палочки.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения «Первый снег», игра «Найди и исправь ошибки», физкультминутка «Зимняя прогулка», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня мы будем учить очень красивое стихотворение, но о чем оно, вы узнаете, только отгадав загадку.

Загадка:

На землю упало

Пуховое одеяло

Лето пришло-

Одеяло сошло.

(снег)

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадку. Снег и правда, как теплое одеяло, согревает землю от мороза. Под снегом зимует и травка и корни деревьев.

Послушайте, какое стихотворение написал Яков Лазаревич Аким, оно называется «Первый снег». (Воспитатель читает стихотворение детям).

Очень красивое стихотворение, понравилось оно вам?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Сегодня мы будем его учить, но сначала поиграем в игру «Найди и исправь ошибки».

Игра:

Зима — самое жаркое время года…

Зимой цветут цветы и деревья…

Зимой солнце светит ярко и греет жарко…

Зимой в лесу много грибов и ягод…

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, нашли все ошибки. А теперь немного отдохнем, прогуляемся по зимним дорожкам.

Физкультминутка.

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме

(поднять руки вверх и выполнять хватательные движения)

А вокруг лежат сугробы

Снегом замело дороги

(потянуться, руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги

(ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Вот зайчишка в поле скачет

Словно мягкий, белый мячик

(прыжки на месте)

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом

(ходьба на месте, сели)

Воспитатель: Для того, чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила картинки – помощницы. (воспитатель читает произведение и показывает детям подходящую по смыслу картинку.)

Стихотворение:

Утром кот принес на лапах

Первый снег, первый снег

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег

Он кружится, лёгкий, новый

У ребят над головой

Он успел платок пуховый

Расстелить по мостовой

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе

Воспитатель: А теперь мы с вами еще раз прочтем стихотворение с помощью картинок-подсказок.

(дети самостоятельно рассказывают стихотворение с опорой на картинки)

В заключительной части занятия воспитатель предлагает детям дорисовать зимний пейзаж (на заранее подготовленной композиции).

Дети рисуют зимнюю картинку (снегопад, снег на деревьях и крышах и т. д.)

В итоге организуется выставка детских работ, где дети, рассматривая рисунки, совместно с воспитателем читают стихотворение.

Результаты продуктивной деятельности (Выставка работ):

План-конспект урока по чтению (2 класс): Я. Аким «Первый снег»

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Негинская школа-интернат»

Открытый урок

по чтению во 2 классе на тему:

Я. Аким «Первый снег.»

     

                                 

                             Подготовила учитель начальных классов:

                                                                                     Боброва Ирина Михайловна

                                                                                   

2019 – 2020 учебный год

Информационная карта урока

Тема урока: Я. Аким «Первый снег».

Цель: познакомить учащихся со стихотворением Я.Л. Акима «Первый снег».

Задачи:

образовательная: — уточнить и расширить знания и представления детей о признаках зимы; познакомить учащихся со стихотворением Я. Акима «Первый снег»; работать над навыком выразительного чтения стихотворения;

коррекционно-развивающая: — обогащать активный словарный запас учащихся путем ввода в него новых слов из стихотворения; развивать слуховое внимание учащихся при прослушивании стихотворения; развивать воображение при словесном описании картин природы, представленные в стихотворении;

воспитательная: — воспитывать у уч-ся любовь к красоте художественного слова, чувство прекрасного; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесное иллюстрирование.

Оборудование: текст стихотворения, презентация, иллюстрации

Применение знаний: социализация (применение к жизни)

Технологическая карта урока

I. Орг. момент Целеполагание.

Отчет дежурного.

II. Введение в тему:

Сегодня мы узнаем много нового и интересного, а поможет нам в этом сказочная героиня, которая пришла к нам в гости. Отгадайте кто это?

В ледяной карете мчится

Девушка – краса

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной

И мороз возводит арки

Над тропой лесной. (ответы детей)

— О каком времени года эта загадка?

— Молодцы, это зимушка – зима. Ребята наша гостья принесла подарок, но его она покажет в конце урока, поэтому вы должны быть внимательными.

— Как же она изменила все вокруг, что принесла с собой?

Конечно это снег, вьюги, метели, мороз, веселье, катание на коньках и санках. И много еще всего сказочного и веселого.

— Нравится ли вам это время года? Чем именно?

— Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

— Вы знаете поговорку о декабре вы помните?

Декабрь год кончает, а зиму — начинает.

— Как вы понимаете ее?  

— Давайте, прочитаем эту поговорку вместе.

III. Знакомство с произведением и проверка первичного восприятия.

Мы начинаем знакомство с разделом «Ой ты, зимушка – зима!».

— В этом разделе мы будем читать произведения русских поэтов о зиме. Каждый из них по-разному воспринимал зиму. Кто-то радовался первому снегу, удивлялся завыванию вьюги, восхищался картинами русского пейзажа. Мы будем читать стихи русских поэтов и смотреть на зиму их глазами, чувствовать их сердцем.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русского поэта —  Яков Лазаревич Аким. Родился 15 декабря в 1923 году. Его детство прошло на берегах спокойного озера, в старинном русском городе – Галич. Он прошел всю войну, а когда вернулся с фронта, решил писать веселые и жизнерадостные стихи для детей.

Стихотворение, с которым я вас сейчас познакомлю, поэт посвятил своей дочери, Танечке. Послушаете его и скажите, как оно называется и почему?

  1. Работа со стихотворением.

Звучит аудиозапись стихотворения Я. Акима «Первый снег».

— Понравилось ли вам, стихотворение, и чем? (весёлое, жизнерадостное)

— Как же оно называется? Почему?

— Да, молодцы «Первый снег», т.к. почти в каждой строчке речь идёт о снеге. (Тема на доске)

2. Словарная работа

Посмотрите ребята, в этом стихотворении встречаются новые для нас слова.

Мостовая – твердое дорожное покрытие городских улиц и некоторых дорог (мощёная дорога) из различных строительных материалов.

Салазки – маленькие ручные санки.

IV. Чтение и анализ.

— Кто принёс весть о первом снеге?

— Какой он, первый снег?

— Почему первый снег похож на пуховый платок?

— Давайте, прочитаем данное стихотворение и узнаем ответы на вопросы.

Работа с учебником.

Открываем учебники на стр. 77.

— Обратите внимание, перед стихотворением есть слова, на которые мы должны обратить внимание. Давайте прочитаем их по слогам. (Кре-пость, рас-стелить) Эти слова нужно читать правильно.

Чтение стихотворения.

— А теперь прочитаем это стихотворение в полголоса. (Чтение стихотворения)

— Поэты часто в своих стихотворениях неживые предметы наделяют свойствами живых существ.

— В этом стихотворении, что делает снег? (кружится, расстелил, он белеет)

— С чем сравнивается снег? (с пуховым платком)

— Какие слова подобрал поэт, чтобы описать снег? (легкий, новый)

V. Физминутка.

«Мороз» под музыку «Первый снег»

Вечер приближается (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается. (вращаем глазами)

Нам домой давно пора        

—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).

Чтение по цепочке.

— А сейчас мы с вами прочитаем наше стихотворение по цепочке.

VI. Составление иллюстраций.

Ребята, обратите внимание, что в нашем стихотворении нет ни одной картинки. А Зимушка — зима всё любит разрисовывать, делать очень красивым. Давайте проиллюстрируем это стихотворение.

1. Словесное рисование

(В ходе словесного рисования, с помощью наводящих вопросов учителя, дети создают образ, в результате которого появляется электронная картинка.)

Итак, начнем.

— Кто принёс первый снег в дом? (кот)

— Как он это сделал? (на лапах)

— В какое время суток? Почему? (утром, т.к. обычно первый снег выпадает ночью)

— Найдите и прочитайте эти строки.

Вот и наша 1 иллюстрация.

Переходим ко 2 иллюстрации.

— Скажите, какой был снег?

— У кого над головой он кружился?

— Найдите и прочитайте эти строки.

(Дети стоят во дворе, головы подняты вверх. Кто-то ловит снежинки руками или ладошками.

всем весело).

Молодцы, у нас получилась 2 иллюстрация.

Переходим к 3 иллюстрации.

— Что еще успел сделать снег за утро?

— Найдите эти строки в тексте. (мостовая покрыта белым, пушистым снегом).

Вот и 3 иллюстрация.

— Во что вы любите играть зимой?

— Какие зимние игры вы знаете?

Давайте найдем в тексте и прочитаем, во что играют дети зимой в данном стихотворении?

Вот и 4 иллюстрация.

— Ну что, у нас получилось проиллюстрировать это стихотворение?

VII. Закрепление.

Карточки с иллюстрациями.

— А теперь задание для самых внимательных.

— У вас на партах лежат иллюстрации к стихотворению, которые мы сейчас составили, только они перепутались между собой. Давайте поможем им стать на свои места. Ваша задача: расставить иллюстрации по порядку.

— Давайте проверим как вы справились с заданием.

VIII. Итог урока.

— С каким поэтом мы сегодня познакомились?

— Как называется стихотворение, которое прочитали?

— Как же зимушка – зима, меняет природу?

— Можно ли сказать, что зима самое весёлое время года?

IX. Д/з. Выучить это стихотворение наизусть – стр. 77.

X. Рефлексия

— В начале урока к нам пришла гостья Зимушка – Зима с подарком. Давайте узнаем, какой это подарок. Ребята посмотрите, перед вами елочка.

— Скажите, чего на ней не хватает? Правильно, шариков. У вас на партах лежат шарики.

— Если вы на уроке все поняли, у вас все получилось, то вешаете красный шарик. А если вам было трудно и у вас не все получилось, чтобы хотели, то вешаете желтый шарик.

XI. Оценивание.

Я. Аким «Первый снег»

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Негинская школа-интернат»

Открытый урок

по чтению во 2 классе на тему:

Я. Аким «Первый снег.»

Подготовила учитель начальных классов:

Боброва Ирина Михайловна

2019 – 2020 учебный год

Информационная карта урока

Тема урока: Я. Аким «Первый снег».

Цель: познакомить учащихся со стихотворением Я.Л. Акима «Первый снег».

Задачи:

образовательная: — уточнить и расширить знания и представления детей о признаках зимы; познакомить учащихся со стихотворением Я. Акима «Первый снег»; работать над навыком выразительного чтения стихотворения;

коррекционно-развивающая: — обогащать активный словарный запас учащихся путем ввода в него новых слов из стихотворения; развивать слуховое внимание учащихся при прослушивании стихотворения; развивать воображение при словесном описании картин природы, представленные в стихотворении;

воспитательная: — воспитывать у уч-ся любовь к красоте художественного слова, чувство прекрасного; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесное иллюстрирование.

Оборудование: текст стихотворения, презентация, иллюстрации

Применение знаний: социализация (применение к жизни)

Технологическая карта урока

I. Орг. момент Целеполагание.

Отчет дежурного.

II. Введение в тему:

Сегодня мы узнаем много нового и интересного, а поможет нам в этом сказочная героиня, которая пришла к нам в гости. Отгадайте кто это?

В ледяной карете мчится

Девушка – краса

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной

И мороз возводит арки

Над тропой лесной. (ответы детей)

— О каком времени года эта загадка?

— Молодцы, это зимушка – зима. Ребята наша гостья принесла подарок, но его она покажет в конце урока, поэтому вы должны быть внимательными.

— Как же она изменила все вокруг, что принесла с собой?

Конечно это снег, вьюги, метели, мороз, веселье, катание на коньках и санках. И много еще всего сказочного и веселого.

— Нравится ли вам это время года? Чем именно?

— Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

— Вы знаете поговорку о декабре вы помните?

Декабрь год кончает, а зиму — начинает.

— Как вы понимаете ее?

— Давайте, прочитаем эту поговорку вместе.

III. Знакомство с произведением и проверка первичного восприятия.

Мы начинаем знакомство с разделом «Ой ты, зимушка – зима!».

— В этом разделе мы будем читать произведения русских поэтов о зиме. Каждый из них по-разному воспринимал зиму. Кто-то радовался первому снегу, удивлялся завыванию вьюги, восхищался картинами русского пейзажа. Мы будем читать стихи русских поэтов и смотреть на зиму их глазами, чувствовать их сердцем.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русского поэта — Яков Лазаревич Аким. Родился 15 декабря в 1923 году. Его детство прошло на берегах спокойного озера, в старинном русском городе – Галич. Он прошел всю войну, а когда вернулся с фронта, решил писать веселые и жизнерадостные стихи для детей.

Стихотворение, с которым я вас сейчас познакомлю, поэт посвятил своей дочери, Танечке. Послушаете его и скажите, как оно называется и почему?

  1. Работа со стихотворением.

Звучит аудиозапись стихотворения Я. Акима «Первый снег».

— Понравилось ли вам, стихотворение, и чем? (весёлое, жизнерадостное)

— Как же оно называется? Почему?

— Да, молодцы «Первый снег», т.к. почти в каждой строчке речь идёт о снеге. (Тема на доске)

2. Словарная работа

Посмотрите ребята, в этом стихотворении встречаются новые для нас слова.

Мостовая – твердое дорожное покрытие городских улиц и некоторых дорог (мощёная дорога) из различных строительных материалов.

Салазки – маленькие ручные санки.

IV. Чтение и анализ.

— Кто принёс весть о первом снеге?

— Какой он, первый снег?

— Почему первый снег похож на пуховый платок?

— Давайте, прочитаем данное стихотворение и узнаем ответы на вопросы.

Работа с учебником.

Открываем учебники на стр. 77.

— Обратите внимание, перед стихотворением есть слова, на которые мы должны обратить внимание. Давайте прочитаем их по слогам. (Кре-пость, рас-стелить) Эти слова нужно читать правильно.

Чтение стихотворения.

— А теперь прочитаем это стихотворение в полголоса. (Чтение стихотворения)

— Поэты часто в своих стихотворениях неживые предметы наделяют свойствами живых существ.

— В этом стихотворении, что делает снег? (кружится, расстелил, он белеет)

— С чем сравнивается снег? (с пуховым платком)

— Какие слова подобрал поэт, чтобы описать снег? (легкий, новый)

V. Физминутка.

«Мороз» под музыку «Первый снег»

Вечер приближается (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается. (вращаем глазами)

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).

Чтение по цепочке.

— А сейчас мы с вами прочитаем наше стихотворение по цепочке.

VI. Составление иллюстраций.

Ребята, обратите внимание, что в нашем стихотворении нет ни одной картинки. А Зимушка — зима всё любит разрисовывать, делать очень красивым. Давайте проиллюстрируем это стихотворение.

1. Словесное рисование

(В ходе словесного рисования, с помощью наводящих вопросов учителя, дети создают образ, в результате которого появляется электронная картинка.)

Итак, начнем.

— Кто принёс первый снег в дом? (кот)

— Как он это сделал? (на лапах)

— В какое время суток? Почему? (утром, т.к. обычно первый снег выпадает ночью)

— Найдите и прочитайте эти строки.

Вот и наша 1 иллюстрация.

Переходим ко 2 иллюстрации.

— Скажите, какой был снег?

— У кого над головой он кружился?

— Найдите и прочитайте эти строки.

(Дети стоят во дворе, головы подняты вверх. Кто-то ловит снежинки руками или ладошками.

всем весело).

Молодцы, у нас получилась 2 иллюстрация.

Переходим к 3 иллюстрации.

— Что еще успел сделать снег за утро?

— Найдите эти строки в тексте. (мостовая покрыта белым, пушистым снегом).

Вот и 3 иллюстрация.

— Во что вы любите играть зимой?

— Какие зимние игры вы знаете?

Давайте найдем в тексте и прочитаем, во что играют дети зимой в данном стихотворении?

Вот и 4 иллюстрация.

— Ну что, у нас получилось проиллюстрировать это стихотворение?

VII. Закрепление.

Карточки с иллюстрациями.

— А теперь задание для самых внимательных.

— У вас на партах лежат иллюстрации к стихотворению, которые мы сейчас составили, только они перепутались между собой. Давайте поможем им стать на свои места. Ваша задача: расставить иллюстрации по порядку.

— Давайте проверим как вы справились с заданием.

VIII. Итог урока.

— С каким поэтом мы сегодня познакомились?

— Как называется стихотворение, которое прочитали?

— Как же зимушка – зима, меняет природу?

— Можно ли сказать, что зима самое весёлое время года?

IX. Д/з. Выучить это стихотворение наизусть – стр. 77.

X. Рефлексия

— В начале урока к нам пришла гостья Зимушка – Зима с подарком. Давайте узнаем, какой это подарок. Ребята посмотрите, перед вами елочка.

— Скажите, чего на ней не хватает? Правильно, шариков. У вас на партах лежат шарики.

— Если вы на уроке все поняли, у вас все получилось, то вешаете красный шарик. А если вам было трудно и у вас не все получилось, чтобы хотели, то вешаете желтый шарик.

XI. Оценивание.

Конспект «Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег» с использованием мнемотехники»

Приложение 5

О.Д. «Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег» с использованием мнемотехники»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Познавательная».

Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе.

Задачи:

Образовательные: учить детей запоминать стихотворения, опираясь на картинки. Учить передавать в рисунке характерные признаки зимы.

Развивающие: развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства.

Речевые: совершенствовать отчетливое произношение, обогащать словарь детей: мостовая, прикорнуть, салазки.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Материалы и оборудование: картинки по содержанию стихотворения, иллюстрации на тему «Зима», листы бумаги с заранее нарисованным пейзажем (на каждого ребенка, белая гуашь, кисти, ватные палочки.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения «Первый снег», игра «Найди и исправь ошибки», физкультминутка «Зимняя прогулка», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход Образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня мы будем учить очень красивое стихотворение, но о чем оно, вы узнаете, только отгадав загадку.

Загадка:

На землю упало

Пуховое одеяло

Лето пришло-

Одеяло сошло.

(снег)

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадку. Снег и правда, как теплое одеяло, согревает землю от мороза. Под снегом зимует и травка и корни деревьев.

Послушайте, какое стихотворение написал Яков Лазаревич Аким, оно называется «Первый снег». (Воспитатель читает стихотворение детям).

Очень красивое стихотворение, понравилось оно вам?(Дети отвечают).

Воспитатель: Сегодня мы будем его учить, но сначала поиграем в игру «Найди и исправь ошибки».

Игра:

Зима — самое жаркое время года…

Зимой цветут цветы и деревья…

Зимой солнце светит ярко и греет жарко…

Зимой в лесу много грибов и ягод…

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, нашли все ошибки. А теперь немного отдохнем, прогуляемся по зимним дорожкам.

Физкультминутка.

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме

(поднять руки вверх и выполнять хватательные движения)

А вокруг лежат сугробы

Снегом замело дороги

(потянуться, руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги

(ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Вот зайчишка в поле скачет

Словно мягкий, белый мячик

(прыжки на месте)

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом

(ходьба на месте, сели)

Воспитатель: Для того, чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила картинки – помощницы. (воспитатель читает произведение и показывает детям подходящую по смыслу картинку.)

Стихотворение:

Утром кот принес на лапах

Первый снег, первый снег

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег

Он кружится, лёгкий, новый

У ребят над головой

Он успел платок пуховый

Расстелить по мостовой

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе

Воспитатель: А теперь мы с вами еще раз прочтем стихотворение с помощью картинок-подсказок.

(дети самостоятельно рассказывают стихотворение с опорой на картинки)

В заключительной части занятия воспитатель предлагает детям дорисовать зимний пейзаж (на заранее подготовленной композиции).

Дети рисуют зимнюю картинку (снегопад, снег на деревьях и крышах и т. д.)

В итоге организуется выставка детских работ, где дети, рассматривая рисунки, совместно с воспитателем читают стихотворение.

Результаты продуктивной деятельности (Выставка работ):

hello_html_6c930f58.jpghello_html_m1f0251e3.jpghello_html_41e0e8b3.jpg

Аннотация

Конспект Образовательной деятельности разработан с учетом возрастных особенностей детей и может быть использован воспитателями в своей практике. Образовательная деятельность построена в виде беседы посвященной «Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег» с использованием мнемотехники». Материал раскрывается в доступной и увлекательной форме включая в себя беседу-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения «Первый снег», игра «Найди и исправь ошибки», физкультминутка «Зимняя прогулка», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники направленные на развитии познавательной сферы, памяти, воображения, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства, совершенствовать отчетливое произношение, обогащать словарь детей.

Автором использованы разнообразные приемы активизации деятельности детей в процессе образовательной деятельности. Задействованы разнообразные виды детской деятельности: социально-коммуникативная», «художественно-эстетическая», «познавательная».

Яков Аким: Стихи для детей

Сборник стихов Якова Акимова:

Ёлка наряжается | Апрель | Разноцветные дома | Иван и барабан | Пишу тебе письмо | Октябрь | Осень | Бобры | В лесу | Первое мая | Положит в землю Человек зерно | Слово друг | Мама | Лето | Катин бублик | Мужчина в доме | Наша планета | Яблоко | Про Вову и корову | Цветные огоньки | Есть одна планета-сад | В нашем классе ученица | Мой брат Миша | Улица | В последний день лета | Ветер | Март | Неумейка | Облака | Индюк | Кукла | Рыбак | Улитка | Щука | Старый Вяз | По брёвнышку | Шуба | Моя родня | Облоко | Я маленьким был | На ялике | Уздечка | Бельчонок | Егор | Полдень | Песенка из окна | Грибной лес | Ёжик | Где ты ходишь осень

Ёлка наряжается

Елка наряжается —
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.

Апрель

Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня? прямиком
Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.

«Скоро, скоро быть теплу!» —
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов
Выглянет наружу.

Тучи пo небу пройдут.
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые…

Разноцветные дома

Нарисую дом зелёный
Под еловой крышей —
Сколько хочешь шишек
Будет белке рыжей.

А потом, а потом
Нарисую синий дом,
Длинных комнат много —
Все для осьминога.

Белый нарисую дом
С толстым ледяным стеклом:
Радуйтесь, соседи —
Зайцы да медведи!

Без окошек чёрный дом,
Запертые двери.
Отсыпайтесь, совы, днём
И ночные звери.

Напоследок — красный дом,
Расписные стёкла.
Пусть живёт матрёшка в нём,
Красная, как свёкла.

Иван и барабан

По улицам нарядным,
По майской мостовой
Шагал в строю парадном
Оркестр духовой.

Ему навстречу — тук-тук-тук! —
Шёл маленький Иван.
И на глаза Ивану вдруг
Попался барабан.

Был барабан огромен:
Трум-бум-бум!
Раскатывался громом:
Трум-бум-бум!

Сказал, набравшись смелости,
Маленький Иван:
— Я постучу, и в целости
Будет барабан.

Но барабанщик важен:
Трум-бум-бум!
Словечка зря не скажет,
Все трум-бум-бум!

Он бьёт по барабану,
По кожаной груди,
И говорит Ивану:
— Мешаешь, проходи!

— Как ваше имя-отчество? —
Иван его спросил. —
Побарабанить хочется,
Ну просто нету сил!

Важный обернулся,
Глянул из-под век,
С трубой перемигнулся:
— Просит человек!

… Плывёт в строю парадном
Огромный барабан,
А с барабаном рядом
Маленький Иван.

Рука над макушкой —
Еле достаёт —
Мягкой колотушкой
По барабану бьёт.

А барабан огромен:
Трум-бум-бум!
Гудит весёлым громом:
Трум-бум-бум!

Кругом толпа клокочет,
Грохочет барабан,
От радости хохочет
Маленький Иван

Пишу тебе письмо

…А листок в конверте чист,
Нет на нём ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек —
С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.

Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила-
Просто перышко вложи,
Что синица обронила.

Октябрь

Желтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.

Поздний серенький рассвет
В поле над овином
Растревожится нет-нет
Криком журавлиным.

Осень

Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла.

Воет, воет
За окном
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.

Ветер, ветер, не стучи
В запертые сени;

Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья.

Руки тянутся к теплу,
Стекла запотели.

На стене
И на полу
Заплясали тени.

Собирайтесь у меня
Слушать сказку
У огня!

Бобры

А ближе к вечеру бобёр
Бобрятам мягкой лапой
Глазёнки сонные протёр.
— Куда так рано, папа?

— Мне нынче зяблик у пруда
Пел песенку на ветке.
Ох, дайте вспомнить… вот беда,
Забывчив стал я, детки!

«Свети нам, солнышко, свети
Над речкою высоко!
Кору древесную налей
Тягучим сладким соком.

Пускай не любим мы жары,
Милее нам прохлада,
Но чем зимою без коры
Прокормятся бобрята?..»

И в самом деле, без коры
Не проживут зимой бобры.

В лесу

Вьюги, вьюги на земле
Взвились, завертели.
Снегу, снегу в феврале
Намели метели!

Опустел холодный лес,
Замер понемногу:
Кто в норе, а кто залез
В зимнюю берлогу.

Снится мишкам молодым
Мёд, душистый, свежий.
Отощала без еды
Вся семья медвежья!

Скучно зверю в холода.
Вьёт пурга до ночи.
Даже белка из гнезда
Вылезать не хочет.

Но взгляни на тот бугор!
Чуть земли касаясь,
Мчит сюда во весь опор
Быстроногий заяц.

Стойку сделал под кустом
И на лес косится:
Не вильнёт ли где хвостом
Рыжая лисица?

Сдвинул зайка белый ус,
Ставит уши строже…
Он, ребята, ведь не трус,
Просто — осторожен.

Первое мая

Шумливые тёплые ветры
Весну на поля принесли.
Серёжки пушатся на вербе.
Мохнатые, точно шмели.

Речные запруды ломая,
Весенняя хлещет волна…
Да здравствует Первое мая!
Да здравствуют труд и весна!

Пусть мир торжествует на свете
И дружат народы земли,
И так же на солнышке дети
Пускают весной корабли!

Положит в землю Человек зерно

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся дождь — зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Слово друг

Когда еще никто
Не знал ни слова —
Ни “здравствуйте”,
Ни “солнце”,
Ни “корова”, —
Соседям
Древний человек привык
Показывать кулак
Или язык
И корчить рожи
(Что одно и то же).
Но словом стал
Гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо,
Умнее руки,
И человек
Придумал
Слово ДРУГ,
Стал друга ждать
И тосковать в разлуке.
Ему спасибо
За друзей моих.
Как жил бы я,
Что делал бы без них?
Друзей —

Людей, которых я люблю, —
Я никогда
Ничем
Не оскорблю.
Не для того
Наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга,
Я кричал: “Дурак!”,
Показывал язык
Или кулак
И корчил рожи
(Что одно и то же).
А злое слово
Я приберегу —
Пускай оно
Достанется врагу!

Мама

Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «МАМА».

Лето

Хочешь поглядеть на лето?
В лес пускают без билета.

Приходи!
Грибов и ягод
Столько —
Не собрать и за год.
А у речки, а у речки
С удочками человечки.
Клюнуло!
Смотрите — щука!
Щуку на берег втащу-ка.
Хорошо, устав от зноя,
По росе скакать в ночное,
Кашу на костре сварить,
До утра проговорить…

Катин бублик

— Хватит плакать, девочка!
— Не хва-а-тит…
— Как зовут тебя, девочка?
— Ка-а-тя…
— Катя, кто же тебя обидел?
— Не обидел… Ты бублик не видел?
Он сначала в траву закатился,
А потом под кустом очутился,
А потом я играла в песке…
— Вот же бублик ты держишь в руке.
И кусочек уже откусила.
— На и ты откуси!
— Спасибо.

Мужчина в доме

Папа на аэродроме
Мне сказал:
— Четыре дня
Будешь ты мужчиной в доме,
Остаёшься за меня!

Покатился самолёт,
Папа вырулил на взлёт.

Я вбежал в квартиру нашу,
В кухне свет велел зажечь,
Усадил за стол домашних,
Произнёс такую речь:

— Бабушка, — сказал я строго, —
Бегаешь через дорогу.
Знает каждый пешеход:
Есть подземный переход!

Всем приказ: на небе тучи,
Значит, берегись дождя!
Для зонтов, на всякий случай,
Забиваю два гвоздя.

— Ухмыляешься некстати, —
Пальцем погрозил я Кате. —
Вот что, старшая сестра.
Мой посуду, будь добра!

— Мама ну, а ты — не очень,
Не грусти и не скучай.
А уходишь, между прочим,
Газ на кухне выключай!

Наша планета

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Про Вову и корову

— Я Бурёнушка, корова,
Молоко даю!
— Ну а я Косынкин Вова,
Подою тебя, корова,
Мигом подою…

Только нету молока,
Не звенит ведро пока.
Еле-еле, кап-кап-кап,
Больше надо молока б!

— Не спеши, Косынкин Вова, —
Говорит ему корова, —
Ты бы лучше, мужичок,
Скинул новый пиджачок:
Молоко бежит в рукав,
Вот и кап-кап-кап!

Цветные огоньки

В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары.
Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
зелёные
Воздушные шары!

Очень любят шарики
Ребята в эти дни.
У каждого за пуговку
Привязаны они.

Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Воздушные шары!

Вот над демонстрацией
Летят они, легки,
Как будто в небе вспыхнули
Цветные огоньки.

Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Цветные огоньки!
Мирная считалка

Есть одна планета-сад

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!

В нашем классе ученица

В нашем классе ученица —
Я на ней хочу жениться.

Надьку в школе все боятся:
Здорово умеет драться.
Вот какая мне нужна
Верный спутник и жена!

На одной из перемен
Подойду я к Наде Н.

Подкачусь издалека:
— Дай списать задачи… —
Даст, наверно, тумака,
Не дождётся сдачи.

Пусть хотя бы извинится…
Нет, стерплю, нельзя спешить.
Раз уж ты решил жениться,
Всё придётся пережить.

Но зато научит драться,
В школу будет провожать.
Все начнут МЕНЯ бояться
И за смелость уважать!

Мой брат Миша

Ох, до чего ж он рыжий,
Мой новый братик Миша!

И волосы — рыжие,
И ресницы — рыжие,
Проснусь — и сразу весело,
Когда его увижу я.

Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Всё делает, как я!

Я прыгаю — он прыгает,
Ем кашу — кашу ест,
Я съел тарелку мигом —
И он в один присест.

Я Мишу не обижу,
А ущипнёт — стерплю:
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю.

Улица

Я родился на зелёной улице,
В деревянном тихом городке.
А по улице гуляла курица,
И коза паслась невдалеке.

Там, за окнами, чернела осенью
От колёс тележных колея.
А зимой скрипучими полозьями
Распевала улица моя.
Я гляжу на лошадей распаренных,
На подрагивающую дугу —
Рукавицы в руки, ноги в валенки,
И к дверям, на улицу бегу.

Мимо занесённых палисадников
За санями весело бежать,
И возница, бородатый дяденька,
Может, даст мне вожжи подержать.

В последний день лета

В последний день лета
Мне стукнуло семь,
Я в школу записан,
Я взрослый совсем!

… С утра зашуршала
Листва о стекло,
Я сразу проснулся —
В окошке светло.

Вот — вот над барханами
Солнце взойдёт
И первый день осени
К нам приведёт.

Новёхонький ранец
Уложен вчера,
Умоюсь, постель застелю —
И пора!

Я дверь открываю —
Как тихо в саду!
Я в первый день осени
Первым войду.

На тропку шагнул —
Что за шум за спиной?
Щенок и котёнок
Пустились за мной.

— Котёнок, постой,
Возвращайся, щенок,
Побудьте одни,
Я спешу на урок!

Ветер

Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!

Март

Треплет ветер за окном
Дерево без листьев,
Воробей сидит на нем,
Перышки почистив.

Погляжу на воробья —
Весело качается!
Понимаем, он и я,
Что зима кончается.

Неумейка

Слыхали?
Сегодня
В подъезде
Восьмом
Ходил почтальон
С необычным
Письмом.

Измятый конверт,
А на нём
По линейке
Написано чётко:
«ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ».

На первый этаж
Письмоносец
Зашёл.
Увидел, как Вову
Сажали
За стол.

Со сказкою
Вове
Вливали бульон.
— Письмо Неумейке! —
Сказал почтальон.

За ложку
Схватился
Испуганный
Вова,
А мама ответила:
— Нету такого!

В квартире
Над ними
Жил мальчик
Андрюшка.
По комнате всей
Раскидал он
Игрушки.

Услышав про адрес,
Смутился
Андрейка:
— Не думайте, дядя,
Что я — Неумейка!

Я, дядя,
Ещё не окончил
Игру.
Вот выстрою
Домик
И всё уберу.

Направилась
Почта
В квартиру направо,
Где только проснулся
Голубчиков Слава

Сестрёнка ему
Надевала
Чулок,
А Слава скучал
И глядел
В потолок.

Сказал почтальон
— Неплохая семейка!
Не здесь ли живёт
Гражданин Неумейка?

Но Слава,
Услышав
Обидное слово,
Чулок натянул
И воскликнул:
— Да что вы!
Я сам одеваюсь,
Когда захочу,
А это… ну, просто
Сестрёнку учу!

Идёт письмоносец
В другую
Квартиру
И видит на кухне
Такую
Картину:
Тарелки
Помыты
И сложены в груду,
А мама и дочь
Вытирают
посуду.

Сказал почтальон,
Улыбнувшись:
— Беда!
Простите,
Я снова
Попал не туда!

Спустился во двор
Письмоносец
И вскоре
Чуть-чуть не упал
На трёхлетнего
Борю —
Цветы поливал он
Из маленькой лейки.

И здесь
Не нашёл
Почтальон
Неумейки!

Присел почтальон,
Отдохнул
И опять
Отправился в путь —
Неумейку искать.

Письмо

Получателя ищет по свету.
Но что же в письме?
Рассказать по секрету?

Два слова
В конверте
Письма заказного:
«ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ!»
Обидных два слова.

И я вас прошу:
Постарайтесь, ребята,
Чтоб это письмо
Не нашло
Адресата!

Облака

Облако за облаком
По небу гналось —
За облаком-лодкой
Облако-лось.

Лось шагает ходко,
Не хочет отстать,
Но рогами лодку
Не может достать.

А ветер гонит, гонит,
Торопит облака,
То с налету тронет,
То шевельнет слегка.

Стала меньше лодочка,
Вытянулся лось.
И от лося облачко
Вдруг оторвалось.

Где же лось прыгучий?
Позабудь о нем!
Обернулась туча
Скачущим конем.

А за ним ребенок —
Белый жеребенок.
Вот какая конница
Теперь за лодкой гонится!

А ветер пуще, пуще
Поднялся,
И выросли у лодки
Паруса.

Догоняйте, рысаки,
Лодочка вертка…

Я лежу у реки,
Я гляжу из-под руки,
И бегут надо мной
В небе облака.

Индюк

Индюк надутый всем знаком,
Но дружат с ним едва ли.
Не важничай, чтоб индюком
Тебя не называли!

Кукла

У куклы синие глаза,
У куклы желтая коса
И розовое платье.
Для куклы Катя фартук шьет,
А Надя варит ей компот.

Рыбак

Лишь пастух пропел в рожок,
Вышел я на бережок.
Ловись рыбка!

Молча сел у камыша
И закинул не спеша.
Ловись, рыбка!

Час сижу, сижу и два.
Где же окунь? Где плотва?
Ловись, рыбка!

Наконец! Попался, друг!
Тянет удочку из рук.
Ловись, рыбка!

Окунь в воздухе блеснул,
Шлеп! Нырнул … и улизнул.
Гуляй, рыбка!

Улитка

Улитка-улитка,
Шагаешь ты не прытко:
От калитки до меня
Проползёшь четыре дня.

Щука

Щуке с осени пойдёт
Сто четырнадцатый год.
Не поймаем на обед —
Проживёт ещё сто лет.

Старый Вяз

Его я долго мастерил
И снаряжал в полёт —
Фанеру лобзиком пилил
И клей особенный варил.
Чтобы по-птичьи он парил,
Мой быстрый вертолёт.

Никто не знал
До этих пор,
И этот день настал—
Я вынес вертолёт во двор.
Приятелей позвал.

Катушку сжал.
И за шнурок
Я дёрнул что есть сил —
Мой вертолёт.
Как ветерок,
Над головами взмыл.

Стал двор не двор — Аэродром.
Ура! Ура! — кричу
И в вертолёте
Над двором
Как будто бы лечу.
Вдруг вертолёт
Метнулся вниз,
На ветке дерева повис.

А дерево — столетний вяз
Перед крыльцом моим,
Ещё мой дедушка не раз
В тени лежал под ним.

Галдят мальчишки:
— Погоди, Достанем,
Только подсади!

Но ветви старые скрипят,
Не выдержат они ребят.

Давай подсаживай! Залазь! —
Торопятся друзья.
Нет, думаю, сломают вяз.
Нет, — говорю, — нельзя.

…А ночью выпал мягкий снег
И вертолёт укрыл.
И он теперь, как человек,
Под одеялом был.

Стою я утром у окна
И думаю: придёт весна.
И ветра тёплая волна
Деревья всколыхнёт —

Стряхнёт снежинки старый вяз,
Он друга мне сберёг и спас,
Он осторожно мне отдаст
Мой быстрый вертолёт.

По брёвнышку

Через речку
Два бревна.
А река —
Не видно дна.

Ну и мост,
Не повезло!
В гости я спешу,
В село.

Я шепчу себе:
«Не трусь!»
Только всё равно
Боюсь.

Ладно, думаю.
Бревно.
На земле
Лежит оно.

Просто так
В траве лежит,
Ждёт, что кто-то
Пробежит.

Я подумал,
А когда
Спохватился,
На другом берегу очутился.

Шуба

Шубу покупали летом.
Мама говорит:
— Примерь.
Будешь ты к зиме одетым.
Как лесной мохнатый зверь!

Я на майку примеряю
Жаркий ворох меховой —
И как будто бы ныряю
В печку прямо с головой.

— Да, — вздохнула мама грустно,
Не дорос ещё пока.
У меня такое чувство,
Шуба сыну велика.

Нет, — сказала продавщица, —
Ещё долго до зимы,
В первый класс пойдём учиться,
Подрасти успеем мы!

И, глазам своим не веря,
К зеркалам я подхожу:
Вижу там большого зверя,
А себя не нахожу.

Моя родня

Мама с папой — моя родня,
Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю:

Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке.
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.

А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.

Облако

С вечера
Мама
Окно не закрыла
Белое облако
В гости
Заплыло.

Ночью
Оно
Никому не мешало,
Только шуршало,
Словно дышало.

У книжного шкафа
Уткнулось в стекло,
Красное яблоко
Обволокло.

Потом
К щеке моей
Прикоснулось,
Я улыбнулась ему
И проснулась.

Солнышко светит.
Раскрыто окно.
А облако белое?
Где же оно?

Я маленьким был

Я маленьким был,
Хотя и давно.
Помню, как с мамой
Ходил в кино,
Как во дворе
Мы играли в прятки,
Как лошадей рисовал
В тетрадке.
Помню пожар
На соседнем углу,
Помню, как дворник
Искал метлу.

Но как я ревел,
Приходя к врачу.
Не помню.
И вспоминать не хочу

На ялике

На лодке крохотной, на ялике,
С одним поломанным веслом
Мы с другом Борькой, двое маленьких
Ушли на озеро тайком.

Мечта заветная, завидная —
Уплыть туда, где рыбаки,
В село, едва отсюда видное,
С чудным названием «Быки».

И ветер лодочку покачивал,
И зайчик на воде блестел,
А вёрткий ялик поворачивал
Куда хотел, куда хотел…

Был долгий день.
И только к вечеру
В тумане зачернел баркас,
И рыбаки широкоплечие
Измокших подобрали нас.

А Борька всё от солнца щурился,
Хоть было тихо и темно.
И вдалеке, на нашей улице,
Светилось мамино окно.

Уздечка

Болен я. В груди клокочет.
Жарко, будто у огня.
— Что с тобой?.. Чего он хочет?
— Лошадь я хочу! Коня!..

— Лошадь… — бормочу я снова. —
Бабушка, веди, веди…—
Вдруг отец вошёл:
— Готово, Конь под окнами. Гляди!

Сыромятную, с насечкой,
Из пахучего ремня
Протянул он мне уздечку,
Видно, снятую с коня.

Я приник к уздечке ухом,
Всё забыл — озноб и жар,
Новый ремешок понюхал
И опять к щеке прижал.

И наутро возле печки
Снова вижу, как во сне…
Берегом прохладной речки
Словно еду на коне.

Бельчонок

У гармониста Вани
Ручной бельчонок жил.
Он прыгал на диване,
С котятами дружил,

По комнате носился.
Шарахался волчком
И с потолка косился
На миску с молоком.

Пришёл с работы Ваня —
Жилец его исчез.
В шкафу искал, в чулане
Удрал бельчонок в лес.

Иван глядит в окошко:
Разлука нелегка.
Достал свою гармошку
И растянул меха.

Но как-то сипло дышит
Певучая гармонь,
И вдруг оттуда рыжий
Взвивается огонь!

Бельчонок! Ну и комик!
В мехах прогрыз дупло,
Решив, что это домик,
Где тихо и тепло.

Егор

В скором поезде мы едем,
Поезд мчит во весь опор.
В гости я пошёл к соседям,
Говорю:
— Привет, Егор!

Мы ещё вчера с Егором
Из-за марки подрались,
А потом запели хором,
А сегодня обнялись.

Мне рассказывал Егорка,
Как в пещеру он залез,
И про то, что Лисьей Горкой
В их селе зовётся лес.

Стали мы по коридору
От окна к окну бродить.
Но уже кричат Егору:
— Где ты? Надо выходить!

На потёртом чемодане
Руку сжала мне рука.
— Что ж, — сказал я, — до свиданья!
— Ну, — сказал Егор, — пока!

За окном стемнеет скоро,
Пролетают поезда.
Неужели я Егора
Не увижу никогда?

Полдень

Словно белый самолёт,
Рыбка в синеве плывёт.

Красный шарик-поплавок
Рыбку подстеречь не мог.

В полусонной тишине
Льдины тают на волне.

Только это не река,
Это — небо, облака.

Это белый самолёт
Рыбкой в синеве плывёт.

Алый шарик взвился ввысь,
Красным поплавком повис.

То не льдины — облака
Тают возле поплавка.

…Я в густой траве лежу,
В небо синее гляжу.

Небо я перевернул,
В небе чуть не утонул.

Песенка из окна

Папа после работы устал
И поэтому скрипку достал.
Мы старинную песенку любим одну,
Потому что она про весну.

«Ах, весна, не играй с нами в прятки!
Мы ведь знаем, что всё в порядке,
Что зелёная травка уже подросла
И земля под травою тепла».

Вот и мама с гитарой идёт,
Пусть сыграет она и споёт.
До чего ж голосистая мама моя,
Ох, люблю её слушать я!

Я гармошку губную беру,
Мягкой тряпочкой пыль сотру.
Я на этой гармошке играю немножко
И даже мотив не совру.

Младший брат за мной поспешил,
Вилки звонкие разложил.
Вижу чёрный затылок да зубчики вилок.
Ой, тише, совсем оглушил!

Погляди-ка, толпа у окна —
Видно, музыка наша слышна,
Люди с ней остаются и не расстаются,
Им песенка тоже нужна:

«Ах, весна, не играй с нами в прятки!
Мы ведь знаем, что всё в порядке,
Что зелёная травка уже подросла
И земля под травою тепла».

Грибной лес

В лес грибной тебя зову
Тихим утром осени.
Видишь, под ноги листву
Нам деревья бросили.
Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.
Только белка на виду —
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.
Под стволами двух дубов
Помолчим немножко.
Принесём домой грибов
Полное лукошко.

Ёжик

Ёж пыхтит и морщится: —
Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!

Где ты ходишь осень

Осенью дождливой
Прямо сплю и вижу:
По снежку хрустящему
С горки бы, на лыжах!

А зимою лютой,
Вечером, в мороз,
Вспомню двор весенний,
Листики берёз.

У апрельской лужицы
Жду я не дождусь —
Поскорей бы лето,
В речку бултыхнусь!

«Где ты ходишь, осень?» —
В августе спрошу,
Потому что в школу
Я к друзьям спешу.

Разноцветные дома — стихотворения Якова Акима