Кошки в Древнем Египте
Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу».
Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона — V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи. В Китае этих животных знали за тысячу лет до н.э
В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов. Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным.
Но их подлинной богиней стала львиноголовая Бастет. Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле…. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме.
Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.
Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.
Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался. Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в Бубастисе на большое поминовение божественной кошки.
В 525 году до н.э. египтяне потерпели поражение в битве у Пелузиума. Персидский царь Камбис II использовал коварный военный прием: он велел отловить кошек и привязать их к щитам своих солдат. Камбис выступил с этим живым «божественным» оружием против пришедших в ужас египтян. Фараон Псамметих III тотчас капитулировал, и персы без потерь вступили в Пелузиум.
Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина.
Культ кошек в Древнем Египте
Древние египтяне с уважением относились ко всем животным, многих из них они считали вместилищем божественного начала и наделяли сверхъестественными способностями. Особое место в египетском культе животных занимали кошки. В нашей статье мы расскажем Вам, чем кошки заслужили звание священного животного в Древнем Египте.
Древний Египет был преимущественно аграрным государством, потому египтянам приходилось регулярно сталкиваться с грызунами и змеями, которые угрожали целостности урожаев и безопасности людей. Фермеры обратили внимание на то, что дикие кошки с радостью лакомились всевозможными вредителями, и старались приманить их в свои поля рыбой и прочими вкусностями. Такой расклад пришёлся кошкам по вкусу: рядом с человеческим жильём они имели постоянный источник еды и защиту от крупных хищников. Во времена Древнего Египта зародились истоки селекции, люди отбирали особей с наиболее выгодными им характеристиками, и постепенно из некогда дикого животного кошки превратились в верного спутника.
В захоронениях времён Нового Царства (1552—1069 гг. до н. э.) нередко рядом с рисунками богов и умерших людей стали появляться кошки. Как правило, на стенах гробниц изображали сюжеты совместного времяпрепровождения: охоты, отдыха и т. п. Зачастую в настенных рисунках людей облачали в лучшую одежду и драгоценности – не лучший выбор наряда для выслеживания добычи, потому кошки в этом хаосе несоответствия выступали законодателями порядка, защитниками своих семей. Особенно любопытную фреску археологи обнаружили в гробнице вельможи Небамуна: глаз его кошки был инкрустирован золотым вкладышем. Ещё одной популярной сценой в египетских гробницах было изображение верной кошки, сидящей рядом с хозяйкой дома с приподнятой лапой – как бы предлагая ей свою дружбу и защиту.
Египетское название кошек «миу» («mjw» для мужского рода и «mjwt» для женского) относилось как к диким, так и к одомашненным животным. В Древнем Египте не существовало традиции давать кошкам индивидуальны клички. В Книге рекордов Гиннесса обозначена первая кошка, получившая личное имя в годы правления фараона Тутмоса III (1479-1425 гг. до н. э.). Её звали Nedjem, что переводится как «милая» или «приятная». Словом «mjwt» – «кошечка» – в Древнем Египте было принято называть маленьких девочек. Немалую роль кошки играли в интерпретации снов древних египтян: по давним поверьям, встреча с кошкой во сне предвещала спящему отличный урожай.
В Древнем Египте существовало два основных подвида диких кошек: камышовые и степные. Первыми были одомашнены степные кошки, которые имели более покладистый характер, однако позже представители этих видов объединились в породу, родственную современным Египетским Мау. С одомашниванием кошек претерпел изменения не только их темперамент, но и внешний вид и анатомия: в связи с исчезнувшей необходимостью в маскировке их окраска стала ярче и разнообразнее, уменьшился размер тела и объём мышц, а также редуцировались отделы мозга, ответственные за инстинкты выживания.
Хотя кошки долгое время играли немаловажную роль в повседневной жизни и быте древних египтян, настоящий культ кошек начался в X веке до н. э. с расцветом почитания богини плодородия и солнца Баст. Это богиню изображали с головой львицы или кошки, а возле её ног резвились четыре котёнка. С началом нового культа кошачьих стали считать священными, богатые семьи назначали для ухода за ними специальных служителей, при чём эта должность была достаточно уважаемой и переходила по наследству. В память об умершей кошке её хозяева сбривали брови и держали траур на протяжении 70 дней, а убийцу кошки ждала верная смерть от рук разъярённой толпы. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский однажды описал расправу народа над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала животное, а управляющего ею римлянина насмерть забили камнями.
Помимо Баст, древние египтяне отождествляли кошек и с другими божествами. Богиня охоты и войны Нейт периодически принимала облик кошки, а сам бог солнца Ра превращался в Великого Мау – рыжего кота, поразившего змея Апопа, который олицетворял мрак, зло и хаос. Во всех заупокойных текстах, например, Книге врат, Книге мёртвых и Книге пещер, в пути через подземный мир Ра сопровождают кошки или подобные им божества.
Геродот также писал о том, что порой возведение кошек в сан священного животного играло с египтянами злую шутку. В 525 году до н. э. персы воспользовались любовью египтян к кошкам: во время осады города Пелузия персидские солдаты пошли на город, неся кошек в качестве живых щитов. Фараон Псамметих III не мог приказать начать атаку, ведь от стрел и копий могли пострадать невинные кошки, потому город пал без боя.
Особое отношение египтян к кошкам также проявлялось в запрете вывоза животных в соседние страны. Вопреки запрету, иностранцы иногда похищали кошек, а местные жители всеми пытались вернуть их на родину. Древнегреческий историк Геродот упоминал в своих работах о том, что во время пожара люди старались спасти своих любимцев и окружали горящее здание, чтобы кот не постарался в него вернуться. Считалось, что гибель животного в пожаре накликала на его хозяев большую беду.
Как правило, после смерти кошек мумифицировали: тело погибшего животного заворачивали льняной тканью, умащивали благовониями, которым могли позавидовать многие люди, и бальзамировали. Нередко в саркофаг кошек клали угощения и игрушки, с которыми они любили играть при жизни. Существуют теории о том, что иногда кошек приносили в жертву богине Баст, так как в её храмах были обнаружены целые некрополи крошечных мумифицированных тел. Это предположение так и не получило никакого подтверждения или опровержения, однако, возможно, эти некрополи служили своеобразными кладбищами домашних животных.
Упадок культа кошек пришёлся на IV век до н. э., когда императорским указом в Египте был запрещён культ Баст. Хотя кошки по-прежнему оставались любимыми домашними животными, их перестали воспринимать как полубожественных существ.
Поделиться в соцсетях
Культ кошек в Древнем Египте: почему египтяне обожествляли кошек? | Кот и пес
Ни одна цивилизация в мире, как до нашей эры, так и после ее наступления, не придавала столь огромного и даже божественного значения кошкам, как древние египтяне. Убийство или вывоз этого священного животного за пределы страны незамедлительно карались смертной казнью. Но что послужило причиной столь почетного отношения к обыкновенному домашнему животному?
Истоки возникновения и распространения культа
Поскольку жизнь Древнего Египта целиком и полностью зависела от сельского хозяйства, а во времена разлива Нила воды реки покрывали возделываемую почву на долгое время, то для жителей страны необычайно остро стоял вопрос сохранности запасов зерна и продовольствия до следующего сбора урожая. И вот тут на помощь приходили представители семейства кошачьих, которые усердно уничтожали грызунов и спасали продуктовые хранилища от мышей и крыс, а народ – от голода. Немудрено, что благодаря такой неоценимой пользе, одомашненные кошки быстро завоевали почет и уважение.
Дальше – больше. Загадочные и свободолюбивые животные виделись египтянам как олицетворение отдельных богов. Народ верил, что в обличье кота воплощался бог солнца Ра, победивший в поединке злого змея тьмы.
В Долине Нила кошка почиталась как священное животное богини Баст, которая являлась символом любви к жизни, красоты, беззаботного веселья и радости. Повсеместно можно увидеть ее изображения в виде женского тела с кошачьей головой. Баст была важной богиней в жизни египтян, а потому кошкам поклонялись наравне с ней по всей территории страны.
В центре культа богини Баст, городе Бубастисе, священные животные жили не только в домах людей, но и в особом храме, посвященном богине. Ухаживать за ними было почетным делом, для этого существовали специально обученные служители храма. Эту профессию сын наследовал после смерти отца.
Дополнительным поводом восторженного и почетного отношения к питомцам служил тот факт, что уже египтяне заметили способность кошек поддаваться дрессировке. Животных брали с собой на охоту и учили приносить домой убитых диких птиц и мелких зверей. На многих дошедших до нас изображениях центральной фигурой на охоте является домашняя кошка.
После смерти котов, как правило, мумифицировали и хоронили с почетом по тому же священному ритуалу, который применялся для людей. Если же умирала кошка, жившая во дворце фараона, то по всей стране объявлялся траур, а сам повелитель Египта в знак этого сбривал себе брови. Хоронили обожествленных животных в маленьких саркофагах, украшенных отлитыми из бронзы фигурками в форме кошачьих голов.
Если хотите узнать больше полезного и интересного о ваших питомцах, — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал! )))
Почему в Древнем Египте кошек считали священными животными? | Животные
К кошкам, жившим во дворцах фараонов, относились с наибольшим почтением, а в день, когда они умирали, объявлялся семидесятидневный траур и сам фараон, согласно общепринятой традиции, в дань уважения обрезал себе брови. Более того, археологи, проводя раскопки древних пирамид, вместе с различными сокровищами, окружавшими гроб царя, находили и мумифицированных кошек, которые считались добрыми проводниками великих правителей в царство мертвых.
Статуи кошек в Древнем Египте
Фото: xt.ua
Но откуда у египтян была такая любовь к кошкам? Почему их считали настолько священными животными, что в честь них строили храмы, организовывали культы и даже изображали их на гробах фараонов?
Изображение кошки в Египетской пирамидеФото: Источник
На сегодняшний день в мире насчитывается около 600 миллионов домашних кошек. Изначально дикие кошки были одомашнены людьми с Ближнего Востока примерно 9500 лет назад, а в Древнем Египте эти изящные животные появились в 2000—1900 годы до нашей эры.
Египтяне восхищались грациозностью, мягкостью и беззаботностью этих животных, но прежде всего ценили их за охрану амбаров от мелких грызунов, где хранилась пшеница. Еще большего уважения среди местного населения кошки добились благодаря охоте на крыс, которые были переносчиками смертельной чумы, а убивая змей, кошки делали близлежащие территории более безопасными для проживания людей.
Кошки живущие в египетских домах
Фото: open. az
Жители настолько полюбили кошек, что, по рассказам греческого историка Диодора Сицилийского, когда римский повозчик, случайно переехал столь почитаемое в народе животное, то был сразу же убит египетским солдатом. Убийство кошек в Египте считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью.
Именно в Египте, впервые в истории, кошек наделяли божественными и сакральными качествами. Известны изображения, где египетского бога солнца Ра изображали в виде рыжего кота, ежедневно поглощающего змея Апопа, считавшегося олицетворением зла, мрака и хаоса.
Бог Ра в образе рыжего кота побеждает змея Апопа
Фото: ru.wikipedia.org
Повелительница радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага богиня Бастет традиционно изображалась в виде женщины с лицом кошки. Именно в ее честь строились храмы и устраивались ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и почитаемым ими кошкам.
Богиня Бастет
Фото: myfhology.info
Со временем, когда кошек стали олицетворять с богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни.
Существовали случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Подобные героические поступки еще раз доказывают, с какой любовью и глубоким почитанием египтяне относились к этим животным.
Серьезного религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры. Фараон ливийского происхождения Шешонк I возвел город Бубастис, который стал главным местом поклонения богини Бастет.
Храм богини Бастет
Фото: clfrancisco.com
Однако в 390 году нашей эры культ Баст и культ кошек были официально запрещены императорским указом. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, но любовь к этим животным в качестве домашних питомцев оставалась среди местного населения Египта и распространилась по всему миру.
Абиссинская кошка
Фото: superhuip.pe.hu
Почему в Древнем Египте существовал культ этого животного?
Первоначально, на территории Древнего Египта существовало несколько независимых государств. Они были объединены под властью первого фараона более 5 тысяч лет назад. Однако в каждой местности остались местные культы. Многие из них были связаны с обожествлением животных. В частности, в Египте несколько тысячелетий существовал культ кошки.
Причины обожествления кошек
Чтобы разобраться, почему в Древнем Египте существовал культ кошек, необходимо выяснить некоторые особенности религии египтян:
- кошки были одомашнены в 3 тысячелетии до нашей эры. Это примерно совпадает с образованием первого государства Древнего Египта. Кошки охраняли запасы зерна от грызунов, а жилища людей от змей. В представлении древних людей любая ценная вещь или животное обладало магическими свойствами. Поскольку кошки защищали самое ценное — дома и зерно, они тоже наделялись магическими качествами;
- постепенно, почитание кошек было объединено с культом бога Амона. При этом данный культ почитал львов. Но домашние кошки воспринимались в качестве воплощения силы божества и прочно ассоциировались со львами. Таким образом, египтяне имели в доме воплощение одного из богов. Поэтому, они заботились о кошках и ценили их больше жизней рабов;
- считалось, что кошки способны совершать волшебные поступки. Они были носителями магии и божественной силы.
Ученые полагают, что львиная голова Сфинкса является выражением культа бога Амона и почитания животных семейства кошачьих. Таким образом, культ кошек в Древнем Египте существовал из-за обожествления этих животных в связи с почитанием бога Амона.
Примеры почитания кошек
Ученые уже нашли десятки мумифицированных кошачьих трупов. Это говорит о большом почитании и уважении к кошкам. Их бальзамировали и хоронили как людей. Кошкам отдавали посмертные почести, ухаживали за ними при жизни. Более того, историкам известен рассказ античного автора Диодора Сицилийского. Он сообщает, что один римский воин случайно убил кошку. Разгневанные египтяне пришли к его дому и убили этого воина, несмотря на страх перед Римом.
Значение кошки в древнем Египте
Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.
Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:
«Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».
Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.
Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме. Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.
Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.
Кошки в истории Древнего Египта Кошки Древнего ЕгиптаВ древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.
Считается, что первые животные были завезены в Египет из Персии около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.
В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.
Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.
Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.
Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.
Культ кошки в древнем Египте
Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.
В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер. Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.
В 17 главе Книги Мертвых Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:
«Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»
Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.
Убийство кошки в Древнем Египте
Мумия кошки в Древнем ЕгиптеМногим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы. Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых. Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.
За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.
Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.
Диодор Сицилийский писал:
«Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта».
Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.
Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.
Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.
Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.
Процесс мумификации и погребения кошек в Египте
Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.
Тело кота бальзамировали. Диодор писал:
«Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».
Уважали и почитали подобно божествам: история кошки в древнем Египте
Нигде кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Это был золотой век в истории кошки — человек ее обожествлял и ей поклонялся. Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до н.э.
Подпишись на Знай в Google News! Только самые яркие новости!
ПодписатьсяКошек украшали различными нарядами, воздавали им дары, уважали и почитали их подобно божествам. К кошкам, жившим во дворцах фараонов, относились с наибольшим почтением, а в день, когда они умирали, объявлялся семидесятидневный траур и сам фараон, согласно общепринятой традиции, в дань уважения обрезал себе брови.
Более того, археологи, проводя раскопки древних пирамид, вместе с различными сокровищами, окружавшими гроб царя, находили и мумифицированных кошек, которые считались добрыми проводниками великих правителей в царство мертвых.
Популярные статьи сейчас Показать ещеСложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.
Существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как женщину с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды. Ей посвящались молитвы.
Множество археологических находок – фигурки кошек, изображения на посуде, украшения, – олицетворяют именно Баст. Крупнейшее захоронение кошачьих мумий найдено в Бубастисе.
Известны изображения, где египетского бога солнца Ра изображали в виде рыжего кота, ежедневно поглощающего змея Апола, считавшегося олицетворением зла, мрака и хаоса.
Кошки в истории Египта часто отождествлялись с Ра. Вероятно, такой чести усатые жители древнейшего государства были удостоены благодаря строению глаз. Согласно книге мертвых, бог Ра изменял глаза в зависимости от времени суток (око Ра – солнце или луна).
Кошки тоже проделывают этот «фокус» – при ярком свете зрачки сужаются, превращаясь в почти невидимые щелочки. Считалось, что днем кошка впитывает солнечный свет глазами, а ночью, даря благосклонность Ра людям, отдает солнечный свет – очевидно, речь идет о ночном мерцании кошачьих глаз.
В храмах кошки жили, питаясь самой лучшей пищей, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Уход за ними считался особо почетным делом, переходящим от отца к сыну.
За кошками внимательно присматривали жрецы, которые ждали, когда богиня что-то сообщит им, чтобы потом истолковать это сообщение. Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром.
Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.
Почему их считали настолько священными, что в честь них строили храмы, организовывали культы и даже изображали их на гробах фараонов?
Египтяне восхищались грациозностью, мягкостью и беззаботностью этих животных, но прежде всего ценили их за охрану амбаров от мелких грызунов, где хранилась пшеница.
Еще большего уважения среди местного населения кошки добились благодаря охоте на крыс, которые были переносчиками смертельной чумы, а убивая змей, кошки делали близлежащие территории более безопасными для проживания людей.
Жители настолько полюбили кошек, что, по рассказам греческого историка Диодора Сицилийского, когда римский повозчик, случайно переехал столь почитаемое в народе животное, то был сразу же убит египетским солдатом.
Убийство кошек в Египте считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью.
Существовали случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Подобные героические поступки еще раз доказывают, с какой любовью и глубоким почитанием египтяне относились к этим животным.
Серьезного религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры.
Фараон ливийского происхождения Шешонк I возвел город Бубастис, который стал главным местом поклонения богини Бастет.
Однако в 390 году нашей эры культ Баст и культ кошек были официально запрещены императорским указом. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, но любовь к этим животным в качестве домашних питомцев оставалась среди местного населения Египта и распространилась по всему миру.
Напомним, ученые в Египте обнаружили древние реликвии.
Как сообщал портал «Знай. ua», эти мифические создания существовали на самом деле.
Также «Знай.ua» писал, 10 древних существ, которые все еще существуют.
Почему египтяне поклонялись кошкам?
Помимо того, что кошки были отличными товарищами, они могли действительно спасти цивилизацию от голода и болезней.
Представьте себе жизнь во времена и в месте, где каждый дом кишел крошечными опасными зверями. На каждом углу таилась какая-то новая угроза: жерехи, прячущиеся в глиняных банках, крысы, портящие огромное количество хранимого зерна, ядовитые скорпионы, ползающие под люльками. В это время и в этом месте — Древнем Египте — существовало одно существо, которое могло защитить мир от этих маленьких монстров: кошка.
Те же изящные создания, которые сейчас спят на наших подушках, были спасательными товарищами для людей древнего Египта. Неудивительно, что поколения египтян поклонялись им.
Одним из первых божеств Древнего Египта была богиня Мафдет, которую очень почитали люди, ищущие защиты от ядовитых животных, таких как змеи и скорпионы. Ее изображали в различных жестоких, кошачьих образах, чаще всего в виде женщины с головой льва, гепарда или домашней кошки (хотя иногда ее изображали в виде кошки с женской головой).Поскольку кошки могли защитить от крошечных монстров, которые делали египетские дома небезопасными, Мафдет считался защитником дома — и самого королевства!
Позже в истории Египта богиня Бастет (иногда просто «Баст») заменила Мафдет в качестве избранной кошачьей богини. Как и Мафдет, она считалась яростным защитником дома (и особенно детей и членов королевской семьи), во многом из-за известной способности кошек убивать змей, скорпионов и других вредителей.Ее последователи называли ее «Оком Ра», богом солнца, и верили, что она яростно следит за миром и охраняет Египет от вторжения.
Когда египтяне по-настоящему приручили своих кошек, сделав их ценимыми членов семьи, а не просто полудиких животных, которые преследовали и защищали дома своих хозяев, образ Бастет стал намного мягче — она стала богиней семьи, плодородия и любви. Египтяне начали относиться к своим кошкам как к любящим и важным членам своих семей и относились к ним с таким же уважением и достоинством, как и к своим собственным детям.Последователи культа Бастет мумифицировали бы своих кошек и оплакивали их так же, как они оплакивали членов человеческой семьи — и почти так же, как мы, любители кошек, оплакиваем наших собственных пушистых членов семьи сегодня.
Мы склонны шутить о том, что кошки чувствуют себя вправе поклоняться. Любой, кто когда-либо знал избалованного кота, знает, что кошки никогда не забывали дни, когда им поклонялись. Поклонение кошкам в Древнем Египте было обоснованным. Когда-то кошки спасали жизни, защищая семьи от паразитов.Без них цивилизация, какой мы ее знаем, никогда бы не выжила!
Богиня Бастет и культ кошачьих божеств в дельте Нила
Очаровательный, а иногда и экзотический характер древнеегипетской религии находит свое идеальное воплощение в кошачьей богине Бастет. В бесчисленных музеях и выставках мы встречаем ее в виде сидящей кошки с различной божественной иконографией, такой как скарабей на голове.В неподвижной, но бдительной позе, которую легко увидеть на настоящих кошках, прекрасная божественная Бастет олицетворяет древний мир таинственных верований.
Бастет, Львица и Кот
Главное культовое место Бастет — Бубастис, важный город в юго-восточной части дельты Нила. Но самые ранние свидетельства о Бастет происходят из галерей под знаменитой ступенчатой пирамидой Джосера в Саккаре недалеко от Мемфиса. Здесь были обнаружены тысячи черепков каменных сосудов из захоронений 2-й династии (около 2800 г. до н.э.).Некоторые из них имеют короткие надписи, в которых упоминаются божества, в том числе Бастет, изображенная в виде женщины с головой львицы, а также священники и возможное культовое место Бастет в Мемфисе. Возможно, изначально Бастет была божеством королевской резиденции и, судя по этимологии ее имени, является производным от названия баночки с мазью b # s. t. — возможно, богиня связана с королевскими регалиями. Объединение концепции божества с защитной мазью, защитная и могущественная природа божественной львицы соответствовали бы королевской идеологии.
Храм Бастет, Бубастис Фото: Ева Ланге-АтинодоруСамые ранние свидетельства Бастет в Бубастисе относятся к более позднему периоду, правлению Пепи I из 6-й династии (около 2270 г. до н.э.). Об этом свидетельствует украшенная дверная перемычка в царском храме Ка, на которой изображены Бастет и Хатор. Опять же, Бастет изображена как антропоморфная женщина с головой львицы. Могильные стелы с элитного кладбища Бубастис того же периода сохранили титулы администраторов храма Бастет, поэтому можно предположить, что храм и культ богини существовали там к концу Старого царства.
Неясно, как культ Бастет перешел от ранней династической резиденции в Мемфисе до Бубастиса. Согласно одной из теорий, в начале 3-го тысячелетия львиные прайды жили на окраинах полупустынь Дельты. Вади Тумилат с его сезонным озером в центре стал прекрасным убежищем для этих животных. В то время Дельта содержала большие стада крупного рогатого скота, которые были ключом к зарождающемуся централизованному государству с королевскими сельскохозяйственными владениями, а также неотразимым местом охоты на львов.Египтяне могли легко наблюдать атаки львов и особенно львиц, которые, как известно, были активными охотниками, которые используют впечатляющую командную работу. Нет ничего удивительного в том, что эти наблюдения приведут к поклонению этим устрашающим и очаровательным животным.
Рельеф Бастет Фото: Ева Ланге-АтинодоруС самых ранних свидетельств до Нового Королевства, Бастет изображалась исключительно как львица. Ее знаменитая символика в виде кошки — это более позднее развитие, которое отражает тонкие изменения религиозных верований на протяжении многих веков египетской истории.Фактически, двойная природа Бастет как львицы и кошки часто выражается в ее слиянии с Сехмет, другой известной богиней-львицей. Эта двойная природа Бастет была тематизирована в более ранних текстовых источниках. Так называемое «лоялистское учение» 12-й династии описывает идеальный характер короля как: «Он — Бастет, который защищает две земли. Тот, кто поклоняется ему, будет защищен рукой. Он — Сехмет против того, кто нарушает его приказ. Тот, кого он ненавидит, будет в беде ».
Этот амбивалентный характер кошачьих богинь и особенно Бастет получил дальнейшее развитие в последующие периоды. Кошка символизировала более нежную, доступную, более привлекательную натуру кошачьей богини. Это переосмысление Бастет как более доброй формы львицы, очевидно, привело к ее изображению в виде кошки, которая не представляла для людей такой же опасности, как настоящая львица. Интересно, что в Среднем царстве также впервые кошки, хотя и близкие к своей дикой форме felis silvestris, , показаны как домашние животные на рисунках в гробницах.
Начиная с Нового царства, культ Бастет пользовался все большей популярностью, особенно в 1-м тысячелетии до нашей эры, когда он распространился за пределы Египта в Средиземноморский мир. Храмы Бастет в Саккаре и Александрии являются свидетелями этого все более космополитического культа.
Bastet Triumphant — Фестиваль Bastet в Бубастисе
Около 450 г. до н.э. греческий историограф Геродот описал храм и культ Бастет, сосредоточив внимание на знаменитом фестивале, который регулярно проводится в честь богини: « Теперь, когда они прибывают в город Бубастис, они делают следующее: — они плывут. мужчины и женщины вместе, и множество людей каждого пола в каждой лодке; и у некоторых женщин есть погремушки и погремушки, в то время как некоторые из мужчин играют на флейте в течение всего путешествия, а остальные, как женщины, так и мужчины, поют и хлопают в ладоши; и когда они плывут, они подходят к любому городу по пути, они привозят лодку к берегу, и некоторые из женщин продолжают делать то, что я сказал, другие громко кричат и насмехаются над женщинами в этом городе, некоторые танцуют и некоторые встают и подтягивают свои одежды.Это делают у каждого города на берегу реки; и когда они приезжают в Бубастис, они устраивают праздник великих жертвоприношений, и на этот праздник выпивается больше виноградного вина, чем за все остальное время года. В это место (так говорят туземцы) они собираются из года в год до семидесяти мириад мужчин и женщин, не считая детей ». (HD II, 60).
В научных дискуссиях оргиастический характер этих событий обычно связан с плодовитостью кошек и их заметным поведением во время брачного сезона.Согласно этой точке зрения, празднующие исследовали такое плодородие в своей жизни. Другие свидетельства документируют пьянство и проявления экстатической деятельности, которые представляют собой умышленное нарушение принятых социальных стандартов. Считалось, что такое исключительное поведение на страстных торжествах доставит удовольствие египетским богиням, особенно тем, кто появлялся в образе львицы — Бастет и Сехмет, но также Мут и Хатор.
Рельеф Бастет Фото: Ева Ланге-АтинодоруБогини-львицы стали опасными и непредсказуемыми, но в то же время они были заботливыми, защищающими и жестокими.Они были связаны с богом солнца Ра, которого часто называли «Дочь Ра» или «Глаз Ра». Так называемые «Мифы Ока Ра», сохранившиеся на трех демотических папирусах II века до н. Э., Предлагают более глубокое понимание: повествование рассказывает историю дочери Ра, жившей как могучая львица далеко к югу от Египта в сияющем свете. пустынная жара. По какой-то непонятной причине она злится на своего отца и своим присутствием сеет страх в пустынях. Бог солнца посылает Тота, чтобы тот проводил ее обратно в Египет, что является трудной задачей, поскольку бог должен успокоить рассерженную львицу и сделать ее счастливой в долгом путешествии домой.Для выполнения своей миссии Тот появляется в образе бабуина и использует музыку, танцы и алкоголь, чтобы доставить удовольствие львице. Связывая это повествование с фестивалем в Бубастисе, мы заключаем, что празднества с танцами, музыкой и выпивкой чествовали богиню, которая наслаждалась такими же занятиями.
На фестивале в Бубастисе было представлено еще одно мероприятие преимущественно местного характера: Папирус Бруклин 47.218, рукопись 7-го века до нашей эры, содержащая местные мифы и легенды известных городов Дельты, включает рассказ о Бубастисе. В этом повествовании Бастет спасла глаз Хоруса от Сета в Бубастисе и гребла по священным каналам ( Isheru ), окружающим ее храм в момент своей победы над врагом: « И она гребла внутри Орикса-Антилопы. Ишеру в тот самый момент, когда она спасла от него Уджат-Око; как Сет создал свою внешность, украв Уджат-Око в Менхате. Он пришел к Бубастису, неся проглоченные им вещи, но Хорит (i . Е. Бастет, EL-A ) спасла Уджат-Око своего отца ».
Речные шествия культовых статуй в их святилищах в стиле барков — хорошо известный элемент древнеегипетских религиозных праздников. Легко представить, что гребля на священной барке Бастет на Isheru ее храма в Бубастисе была религиозной кульминацией фестиваля. Несомненно, появление торжествующей богини стало бы кульминацией праздника, на котором страстно собирались тысячи паломников, ежегодно посещающих ее город.
Почему древние египтяне так любили кошек
На древнем месте Саккара, недалеко от Каира, могила возрастом 4500 лет принесла неожиданную награду: десятки мумифицированных кошек и кошачьих статуй. Тяга древних египтян к животным хорошо известна. Археологи обнаружили избалованных собак и даже частные зоопарки. А кошки занимали особое место в Древнем Египте.
Согласно Джеймсу Аллену Болдуину, кошки присутствуют в археологических памятниках Египта еще в додинастический период, почти 5000 лет назад. Кошки, вероятно, так увлеклись египетской жизнью по практическим причинам: сельское хозяйство привлекало грызунов, а диких кошек. Люди научились защищать и ценить существ, которые защищали свои поля и житницы от грызунов.
Любовь кошек к сну на солнце привела к ранним ассоциациям между кошкой и богом солнца Ра.
Тем не менее, существует множество археологических свидетельств того, что кошки выполняли разные роли. Кошки изображались защищающими дом от грызунов и ядовитых змей, а также как помощники для охотников за птицами и изнеженные домашние животные. Кошек находили похороненными в человеческих могилах, хотя точная связь между кошкой и человеком не всегда ясна. Некоторых кошек закопали с подношениями, что указывало на то, что кто-то планировал загробную жизнь животных. Недавнее открытие — один из старейших на сегодняшний день примеров захоронения кошки.
Начиная примерно с 1000 г. до н. Э., Гигантские кладбища, заполненные десятками тысяч кошек, получили довольно широкое распространение. Кошек искусно завернули и украсили, возможно, служители храма. Римские путешественники в Египте описывали, как обычные египтяне почитали кошек, иногда путешествуя на большие расстояния, чтобы похоронить умершую кошку на кладбище. Убийство кошки могло быть даже уголовным преступлением.
Как описывает ученый Аллейн Дизель, древние египтяне, вероятно, постепенно начали приписывать кошкам божественные качества.Почти сверхъестественное изящество, скрытность и ночное видение кошек вызвали большое восхищение и могли помочь им превратиться в поистине священных животных в глазах древних египтян. Любовь кошек к сну на солнце привела к ранним ассоциациям между кошкой и богом солнца Ра. Богини львов и пантер были важны, но самой важной богиней кошек была Бастет, или Баст. Она тоже начинала как лев. Однако ко времени появления кошачьих кладбищ Баст изображалась как домашняя кошка.
Баст была одновременно свирепой и заботливой, связанной с плодородием, рождением и защитой.Примерно в V веке до н. Э. В городе Бубастис, недалеко от современного города Загазиг, к северу от Каира, возник массовый культ баста и, соответственно, кошек. Огромный храм привлекал сотни тысяч преданных. Паломники оставляли небольшие статуэтки кошек в качестве подношений Баст. Кошачьи амулеты носили или хранили в доме для защиты. В целом, от практических до священных, в обществе, которое ценило животных, кошки выделялись. По-настоящему успешная популярность Баст сохранялась еще почти 1500 лет.
ресурсов
JSTOR — это электронная библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.
Автор: Джеймс Аллен Болдуин,
Anthropos, Bd. 70, З. 3./4. (1975), стр. 428-448
Nomos Verlagsgesellschaft mbH
Автор: Аллейн Дизель
Журнал по изучению религии, Vol.21, No. 1 (2008), pp. 71-94
Ассоциация изучения религии в Южной Африке (ASRSA)
Почему древние египтяне любили своих котят | В Смитсоновском институте
Давным-давно древний египетский бог солнца Ра рассердился на человечество. Стремясь наказать их за преступления, Ре послал свою львиноголовую дочь Сахмет, чтобы она поставила их на место. Однако она была настолько неистовой в своем стремлении к мести, что Ре вскоре понял, что совершил ошибку.Пытаясь умиротворить своего свирепого ребенка, старшее божество напоило ее красным пивом, снотворным заменителем крови, которой она так жаждала. Наконец удовлетворенная, Сахмет свернулась клубочком и заснула, а разъяренная львица превратилась в мирную кошку.
Соответственно, бюст Сахмета — первый объект, который приветствует посетителей, когда они входят в «Божественные кошачьи: Кошки Древнего Египта», выставку искусства египетских кошек, открывающуюся 14 октября в Смитсоновском институте Артура М. Галерея Саклера в Вашингтоне, округ Колумбия. Эта гранодиоритная резьба, построенная более 3000 лет назад до эпохи Нового Царства, является одной из сотен, выполненных по заказу Аменхотепа III. Он несет на себе тяжесть прошедших столетий — солнечный диск, который когда-то украшал ее голову, по большей части упал, например, — но невозможно не заметить заботу, которую придавали ему египетские скульптуры: из ее рта исходят изящные усы и текстура ее уши предполагают шелковистый мех.
Почти каждый артефакт в Divine Felines, от ножек стульев до игровых элементов, от крошечных амулетов до массивных скульптур, предполагает одинаковую степень любовного очарования.Здесь шоу, которое возникло в Бруклинском музее, было организовано с целью драматизировать и продемонстрировать различные значения, которые народ Египта когда-то ассоциировал с кошками. Как объясняет куратор музея Антониетта Катанзарити, ошибочно полагать, что египтяне поклонялись кошкам. Вместо этого связь между божественностью и божественностью возникла в результате тщательного наблюдения за тем, как эти животные вели себя.
«На самом деле они [на самом деле] ассоциировали кошек с определенными божествами из-за их отношения, того, как они вели себя в естественном мире», — говорит Катанзарити.«У всего был смысл. Кошка защищает дом от мышей. Или это может просто защитить котят. Это были отношения, которые приписывались определенной богине ». Икона богини материнства Бастет в облике кошки, например, находится на колонне лотоса в одном из залов выставки. Рядом с ней посетители увидят небольшую статую кота с котятами, на которой написана просьба к самой Бастет.
Сфинкс царя Шешенка, ок. 945-718 гг. До н. Э. (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Скульпторская модель идущего льва, ок.664-30 г. до н. Э. (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Вес в форме кошки, 305-30 гг. До н. Э. (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Кошка с котятами, ок. 664-30 до н. Э. Или позже (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Ложка с ручкой из шакала, ок. 1539–1292 гг. До н. Э. (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Шагающий сфинкс, 945-712 гг. До н.э. (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Стела с богами Бес и Туту, 332-30 гг. До н. Э. (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Гроб для кошки, 664–332 гг. До н. Э. Или позже (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Финиал с изображением бога Беса, ок. 1075-656 гг. До н. Э. (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Бог Туту в образе Сфинкса, 1 век н.э. или позже (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Фигурка стоящей богини с головой льва, 664-30 гг. До н. Э. (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Сидящий Ваджет, 664–332 гг. До н. Э. (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Кошачья голова, 30 г. до н.э. — III век н.э. (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура) Надгробная стела К.Юлий Валерий, III век н.э. (Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура)Если бюст Сахмета умело отражает двойственную природу кошек, многие из этих других предметов вызывают более специфические качества. Например, львы иногда выполняли символическую функцию в иконографии знати. Скульптура покоящегося человека — как видно из части выставки «Кошки и короли» — может указывать на то, что король был в безопасности в своем правлении и способен сдерживать хаос. В другой комнате посетители найдут деревянный гроб принцессы Майет, имя которой, как сказал мне Катанзарити, переводится как «Китти». В другом месте они увидят скарабея, выпущенного восхищающимся Сахметом Аменхотепом III в память об одной из его многочисленных охоты на львов.
Еще есть бог Бес, который появляется в нескольких экспонатах. Хотя его обычно изображают в виде приземистого карлика с мускулистыми ногами, веселые черты Беса иногда приобретают более кошачий характер. Катанзарити говорит, что Бес, известный как защитник детей, был «богом, у которого не было собственного храма. Его находили везде. В домашних условиях. В домах ». Другими словами, Бес походил на кошку — она свободно бродила по миру и находилась там, где бы ни находились люди. Здесь его можно найти на амулетах, увидеть в деталях «волшебный нож» и многое другое. Эти предметы сидят бок о бок со многими, посвященными другим божествам, включая поразительного «шагающего сфинкса» с чертами, которые идентифицируют его как Туту, бога-защитника удачи и судьбы.
В некоторых случаях для распознавания связи между кошачьим объектом и конкретным божеством требуется натренированный глаз или, по крайней мере, знание происхождения объекта. Иногда, говорит Катанзарити, вопрос заключается в том, где была найдена икона — скажем, в храме, посвященном Бастет.В других случаях тонкие детали, такие как глаз Гора, дают дополнительные подсказки. Но даже тем, кто не знает, что ищут вместо , следует внимательно присмотреться к . Самые маленькие амулеты часто очень детализированы, что свидетельствует о поразительном уровне реализма, который древние мастера часто привносили в свою работу.
В коллекции также есть несколько других, более эксцентричных объектов. Больше всего поражает хорошо сохранившаяся мумия кошки.Катанзарити говорит, что древние египтяне «мумифицировали кошек, чтобы приносить их в жертву или подношения в храмы. В определенный момент позднего периода в Египте были произведены тысячи кошек ». В самом деле, эти реликвии были настолько распространены, что британцы начали экспортировать их для использования в качестве удобрений, когда-то доставив более 180 000 штук в одной партии.
Но если британцы были небрежно обращались с этими предметами, то взгляд Саклера на Divine Felines поможет вернуть им их первоначальную известность. Здесь мы видим кошек такими, какими должны быть сами египтяне: в отличие от самой Сахмет, они иногда злобные, а иногда милые, но тем более очаровательны из-за их идиосинкразии.
«Божественные кошки: кошки Древнего Египта» можно будет увидеть до 15 января 2018 года в галерее Саклера в Вашингтоне, округ Колумбия.
Почему древние египтяне любили кошек?
Вы действительно не хотели бы вступать со мной в спор между кошками и собаками (кошки лучше , очевидно, ), и, как оказалось, древние египтяне согласны! Древнеегипетская иконография наполнена изображениями кошек — от рисунков на гробницах до статуй, их кошачьи друзья были повсюду. Но всегда ли они любили кошек? И почему они их так сильно любили?
Считается, что люди и кошки начали взаимодействовать в Древнем Египте после 4000 г. до н. Э., Поскольку именно тогда кошки начинают появляться в визуальных образах, таких как иероглифы и рисунки на гробницах. Маловероятно, что эти кошки были полностью одомашнены и, вероятно, были одним из двух видов диких кошек, существовавших в то время в Египте: джунглевый кот и африканский дикий кот. Интересно, что, хотя существовало более одного типа кошек, у египтян было только одно слово для обозначения кошек, звукоподражательное «миу» или «миит», буквально означающее «тот или она, кто мяукает».
Фрагмент настенной росписи гробницы Небамуна, датируемой 1350 г. до н. Э. Сцена показывает Небамун, ловящий рыбу в болотах с женой и дочерью. Слева от его правого колена — кошка среди диких птиц. (Предоставлено Британским музеем © Попечители Британского музея. Номер музея EA37977)
Между 4000 — 2000 гг. До н.э. люди и кошки постепенно стали жить в более тесной компании. Археологи полагают, что главной движущей силой первоначального приручения кошек была их полезность в борьбе с вредителями.Древняя египетская экономика была в значительной степени основана на земледелии с использованием зерна, и его распределение было важным для средств к существованию многих египтян. Зерно хранилось в зданиях, называемых амбарами, и люди поняли, что в зернохранилищах, которые посещают бродячие кошки, меньше проблем с паразитами. Этих кошек, которые сначала просто остановились перекусить мышами, побудили остаться и относиться к ним с добротой — наконец, они прокрались в домашний дом примерно в 2000 году до нашей эры.
Однако кошки не просто поедали мелких вредителей, таких как грызуны; также известно, что они убивают ядовитых змей.Змеи были настоящей проблемой в Древнем Египте, а присутствие кошек уменьшало угрозу отравления. Из-за такого поведения кошки воспринимались как обладающие защитным характером, что в сочетании с их способностью иметь много котят делало их символом дома, женщин и плодородия. На гробницах времен Нового царства часто изображены кошки как преданные спутники женщин, обычно сидящие под их стульями.
На этом изображении изображена настенная живопись из гробницы Ипуй в Дейр-эль-Медине.У Ипуя маленький котенок сидит на коленях, а кот сидит под стулом его жены (Изображение предоставлено: https://www.nilemagazine.com.au/march-2015-archive/2015/3/22/ancient-egypts-best -детые-кошки)
Их присутствие в массовой культуре и полезность дома и на работе обеспечили кошкам видное положение в египетском обществе. Некоторых людей даже назвали в честь кошек: Миут и Миит, Та-митт (кошка-кошка) и Па-митт (кот-кот). Убийство кошки каралось смертью, даже если это было несчастным случаем, а когда семейная кошка умирала, ее владельцы обычно сбривали брови в рамках процесса траура.Видите ли, я не был котенком, когда сказал вам, что кошки важны!
Кошки также оказали значительное влияние на религию в Древнем Египте, несмотря на то, что они были относительно поздним дополнением к Пантеону (ок. 2000–1000 гг. До н.э.). Самым ранним изображением кошки или льва в египетской религии был меховой Мафдет, кошачье божество, связанное с правосудием и казнью. Интересно, что Мафдет, вероятно, переводится как «бегунок», и, возможно, она воплощала гепарда или ягуара.
За Мафдет последовала Сехмет, что означает сила и свирепость, богиня с головой льва.Она сыграла ключевую роль в египетском мифе о сотворении мира, когда Хатор, дочь Ра, была преобразована в Сехмет, чтобы напомнить людям о силе Бога (за этим последовали ужасные события). Она имеет репутацию свирепого божества, но также стойкую защитницу невинных.
Бастет, вероятно, самая известная богиня с головой кошки. Намного более умеренно, чем ее предшественники, она была связана с плодородием, женственностью и домом. Бастет была очень популярной богиней вплоть до Птолемеев и римлян в Египте; у нее даже был культовый центр поклонения под названием Бубастис.
Культ кошки не ограничивался Бубастисом и распространился по Древнему Египту с большими храмами, посвященными кошачьим богиням, в которых содержались сотни кошек и ухаживали за ними. Кошек даже мумифицировали аналогично людям и помещали в храмы после их смерти. В музее Петри есть собственная мумифицированная кошка (своего рода), которая является частью коллекции Лэнгтона, значительного количества артефактов, связанных с кошками. Первоначально они были собраны мистером и миссис Лэнгтон, которые вели раскопки и работали в Египте в начале двадцатого века, которые хотели подчеркнуть важность культа кошки!
Мумифицированные останки в льняных повязках в форме кошки.Рентген этого артефакта показал, что он содержал только две кости ног! Датируется поздним / римским периодом (Музей Петри, 45976)
Пик популярности кошек в религиозном контексте пришелся на период Птолемеев (332–30 гг. До н.э.), когда по Египту царили политические волнения. Одна из причин, которые мне известны об этом периоде (когда я действительно должен сосредоточиться на неандертальцах), — это то, что я играл в видеоигру Assassin’s Creed Origins, действие которой происходит во времена правления Птолемеев. Игра невероятно точна, а недавнее обновление позволяет вам играть в режиме открытий, эффективно превращая Древний Египет в виртуальный музей. Одна из моих любимых особенностей игры — маленькие кошки, которые плетутся у ваших ног, когда вы исследуете города и деревни. У этих кошек песочная, светло-красно-коричневая или полосатая шерсть, вдохновленная кошками, нарисованными в гробницах. Как ни странно, и к моему первоначальному разочарованию, кошки могут выбрать , взаимодействовать с вами или нет! На мой взгляд, это значительно увеличивает реалистичность игры…
Слева кошачьи ласки неудачны, справа коты ласки удачны! Скриншоты из Assassin’s Creed Origins, сделанные Ubisoft
.Существует множество свидетельств того, что древние египтяне любили кошек и ту важную роль, которую они играли в повседневной жизни и религиозном культе.Пять тысяч лет спустя я не уверен, насколько сильно изменилось. Между прочим, если вы хотите узнать больше о кошках в средневековом контексте (конечно же, хотите!), Ознакомьтесь с записью в блоге моего коллеги по работе Арендсе.
Список литературы
Challis, D. 2015. Miw: Коллекция кошек Лэнгтона. В: Стивенсон, A (ред.) Музей египетских археологических персонажей и коллекций Петри . UCL Press: Лондон 72-74
Малек Дж. 1993. Кот в Древнем Египте .Издательство Британского музея: Лондон
https://en.wikipedia.org/wiki/Cats_in_ancient_Egypt
Древние египтяне верили, что кошки обладают «божественной энергией»
В следующий раз, когда ваш пухлый полосатый или персидский пуховик свернется калачиком, чтобы вздремнуть у вас на коленях, вы можете поблагодарить древних египтян. Данные ДНК свидетельствуют о том, что дикие кошки впервые «приручились» на Ближнем Востоке и в Египте примерно 10 000 лет назад, когда пятнистые животные из семейства кошачьих забрели в ранние сельскохозяйственные общества, чтобы питаться грызунами, крадущими зерно, и оставались там, чтобы получить бесплатные отходы и отходы от благодарных людей.
Но уровень преданности, которую древние египтяне проявляли к своим кошкам, выходил далеко за рамки теплой привязанности хозяина животного. За тысячелетия кошки в Египте превратились из полезных деревенских хищников в физические воплощения богов и символы божественной защиты.
«Египтяне смотрели на кошку так же, как и на все, как на способ объяснить и олицетворять вселенную», — объясняет египтолог Мелинда Хартвиг, куратор древнеегипетского, нубийского и ближневосточного искусства в Университете Эмори Майкл К.Музей Карлоса в Атланте.
Хартвиг хочет прояснить одну вещь: египтяне не поклонялись кошкам, но они верили, что кошки содержат в себе немного божественной энергии. Наиболее распространено мнение, что домашние кошки несут в себе божественную сущность Бастет (или Баст), богини с головой кошки, олицетворяющей плодородие, домашнее хозяйство, музыку, танцы и удовольствие.
По этой причине кошек нужно было защищать и уважать.На пике популярности культа Бастет, который установился во втором веке до н. Э., Наказанием за убийство кошки, даже случайно, была смерть. А обереги и амулеты с изображением кошек носили мужчины и женщины для защиты жилища и приносили удачу при родах. Популярными новогодними подарками были украшения в виде кошек и котят.
Наиболее примечательным для современных археологов является огромное количество мумифицированных кошек, которые были обнаружены в захоронениях по всему Египту, включая сотни тысяч, скопившихся в катакомбах Саккара и Телль-Башта, главных мест поклонения богине Бастет.Считается, что в храме Бастет в Телль-Баште священники содержали большие «питомники», которые обеспечивали процветающую торговлю кошачьими мумиями.
«Мумифицированные кошки будут продаваться паломникам, которые пойдут в храм богини Бастет и вернут богине немного ее энергии», — говорит Хартвиг. «Они также просят об одолжении в форме молитвы, известной как обет».
Хартвиг говорит, что так много кошачьих мумий пережили века, потому что их уничтожение было запрещено в Древнем Египте, так как они несли в себе сущность Бастет.Таким образом, они оказались спрятанными в ранее существовавших погребальных камерах и вторичных катакомбах. В ходе раскопок в этом месяце в комплексе пирамид в Саккаре были обнаружены десятки мумий кошек, в том числе некоторые из них были похоронены в гробах из известняка.
В случае гробов, по словам Хартвига, они предназначались для домашних животных, умерших естественной смертью. Несомненно, других кошек убивали и мумифицировали, чтобы сопровождать своих хозяев в загробную жизнь.Еще больше храмовых кошек и котят приносили в жертву и мумифицировали для храмовых ритуалов.
Кошки часто появляются на древнеегипетских фресках и артефактах, в том числе на литой бронзовой фигурке кошки, кормиящей четырех котят, и большой известняковой скульптуре сидящего льва, представленной на недавней выставке «Божественные животные из семейства кошачьих» в музее Карлоса. Но большая часть информации, которую мы имеем о почитании кошек египтянами, поступила от древнегреческого историка Геродота, писавшего в четвертом веке до нашей эры.
н. Э.Хартвиг не уверен, насколько следует доверять рассказам Геродота, которые делают все возможное, чтобы изображать египтян как экзотических «других».
Например, согласно Геродоту, египетские семьи сбривали брови, если их домашняя кошка умерла естественной смертью, и сбривали все волосы на теле, если умерла их собака. Геродот сообщил, что если египетский дом загорится, люди не будут пытаться бороться с огнем, а сосредоточат все свое внимание на спасении кошек и удержании их от прыжка обратно в огонь.
Геродот также распространил красочную историю о вторжении персов в Египет в 525 г. до н. Э., Когда персидский царь Камбис II якобы обратил любовь египтян к кошкам против них в битве. Геродот пишет, что Камбиз II имел изображения кошек на щитах своих солдат и гнал большую стаю кошек и других домашних животных впереди своей армии. Египтяне, так боявшиеся убить животных и оскорбить богиню Бастет, сдались.
кошек в Древнем Египте: 6 увлекательных фактов
Интернет изобилует кошками: видео о кошках, мемы о кошках, есть даже кошки-знаменитости! Но если вы думаете, что современные люди помешаны на кошках, вы должны были быть в Древнем Египте.
Кошки высоко ценились в Древнем Египте, о чем свидетельствует подавляющее присутствие кошек в египетском искусстве. Египтяне оставили после себя статуи кошек, мумифицированных кошек и поклонялись богам с кошачьими чертами.
Хотите узнать больше? У нас есть 6 интересных фактов о кошках в Древнем Египте.
1. Первое известное изображение домашней кошки в Египте появляется на гробнице, датируемой 1950 годом до н. Э. Хотя кошки были обычным явлением в Египте, долгое время их просто ценили как полезные уничтожители паразитов.Только сверхурочно они стали домашними животными и позже стали считаться священными.
2. Касту не обязательно поклонялись как богам, но считалось, что он имеет важные связи с различными кошачьими богинями. Самой известной богиней была Бастет, которая изначально изображалась как львица и в сверхурочное время напоминала короткошерстную домашнюю кошку. Бастет почиталась как божественная мать, защитница и хранительница от злых духов. К первому тысячелетию до н. Э. В определенных областях она приобрела что-то вроде культа.
3. Кошек, которых лелеяли как домашних животных, иногда мумифицировали, возможно, в надежде, что они смогут присоединиться к своим хозяевам в загробной жизни. Анализ некоторых кошачьих мумий показал, что они содержат те же материалы для бальзамирования, что и те, что используются для людей. Из-за этого некоторые исследователи считают, что, по крайней мере, для некоторых кошек бальзамировщики потратили столько же времени и внимания на подготовку их к загробной жизни, как и для людей.
4. Римский ученый Геродот записал в своих записях, что, когда умирала любимая домашняя кошка, египтяне сбривали брови.Это был знак траура, период, который официально считался оконченным, когда их брови снова отрастали.
5. Хотя кошек очень почитали, данные также свидетельствуют о том, что кошек разводили специально для религиозных жертвоприношений. Священники выращивали кошек, которых затем убивали, мумифицировали и приносили в жертву Бастет.