Как звали кошку пророка мухаммада с а: Как звали любимую кошку Пророка Мухаммада (мир ему)?

Как звали любимую кошку Пророка Мухаммада (мир ему)?

Кошка в Исламе

Кошка в Исламе

Сейчас кошки, как и собаки, представляются нам самыми распространенными домашними животными, неизбежными спутниками человеческого бытия. В настоящее время выведены несколько сотен различных пород кошек – это и самые обычные сибирские кошки, и пушистые персидские, и короткошерстые британские, и голубоглазые сиамские, и кошки, у которых почти нет хвоста или отсутствует шерсть. Чаще всего кошек держат просто для уюта и украшения дома, для развлечения детей или скрашивания одиночества, — в сельской местности от них также ждут, что они помогут избавить жилище от грызунов, мышей и крыс.

Однако отношение к этим милым пушистым зверькам было очень различным на протяжении человеческой истории. В Древнем Египте они считались священными животными, их держали в храмах, за убийство кошки полагалась смертная казнь. В средневековой Европе, наоборот,  кошки за свой ночной образ жизни и независимое поведение считались колдовскими животными, спутниками злых волшебников и ведьм. Черную кошку могли сжечь на костре вместе с хозяйкой, которую обвиняли в колдовстве.

Исламская религия высоко ценит кошек — они считаются чистыми животными, которых можно без опаски держать в доме, и, как передается из жизнеописания Пророка (мир ему), он очень любил кошек, и у него были любимцы среди этих животных. Но давайте обо всем по порядку.

Кошки в человеческой истории

Как считают ученые, кошки стали домашними животными примерно 10 тысяч лет назад, и произошло это на Ближнем Востоке, в Древнем Египте или в Междуречье. При этом, как считают зоологи, полностью домашним животным – в отличие от собаки, родственника дикого волка, кошка так и не стала – она до сих пор демонстрирует довольно независимый характер.

Недаром английский писатель Киплинг посвятил кошке целую сказку, которая так и называется «Кошка, которая гуляла сама по себе». В ней говорится о том, как человек приручает всех домашних животных – и лошадь, и корову, и собаку, которые выразили желание служить людям, однако кошка, хотя и пришла к человеку в дом, оговорила свое право уходить и приходить туда, когда она захочет, и жить, как ей нравится.

Следует отметить, что другие специалисты считают, что кошка не менее собаки способна на привязанность к людям. Живя рядом с человеком, она научилась мурлыкать (чего не умеют дикие кошки), она проявляет внимание и заботу к хозяевам, узнает их голос и походку и даже умеет лечить их болезни.

В культурах древних народов кошки считались символом плодородия и достатка, ведь она создавала уют и мир в доме. Как уже мы сказали, кошка была священным животным у древних египтян. Скандинавские народы также считали кошек спутниками своих богов – наряду с воронами, козами, коровами и лошадьми. Даже суровые викинги брали кошек с собой в военные походы, поскольку верили, что они принесут им удачу.

В Древней Руси кошки высоко ценились и стоили дорого, поскольку охраняли запасы зерна от грызунов. Более того, считалось, что кошки защищают дом от нечистой силы. До сих пор есть примета запускать кошку в новый дом, чтобы в нем был мир и порядок.

С кошками вообще связано множество примет – к сожалению, далеко не все они хорошие. Кто не знает поверья, связанного с черной кошкой, которая якобы принесет вам несчастье, если перебежит дорогу перед вами? Мало кто знает, откуда она пошла.

В Европе в средние века кошек, особенно, черных, считали спутниками колдунов и ведьм, поэтому безжалостно истребляли. Считалось, что ведьмы умеют превращаться в кошек – так что если перед вами пробегает такое создание, кто знает, кем оно является на самом деле?

За такое немилосердное отношение к кошкам европейцы сильно поплатились впоследствии: когда численность кошек сильно уменьшилась, в их городах сильно расплодились крысы и мыши, которые, как известно, разносят различные инфекции. Одной из причин страшных эпидемий чумы, которые прокатились по Европе в 14-16 веках, по мнению исследователей, являются крысы.

Кошки в исламе

Вы слышали когда-нибудь о человеке, который так любил кошек, что когда его домашняя любимица заснула в рукаве его халата, он не захотел беспокоить ее, а отрезал от халата рукав и в таком виде отправился по своим делам? Этим человеком был наш Пророк Мухаммад (мир ему).

Как сообщают предания, у него была любимая кошечка по имени Муизза – это была белая кошка с разноцветными глазами. Пророк старался никогда не беспокоить ее напрасно. Когда он видел, что она засыпала поверх его одежды, он надевал что-то другое. Однажды, когда утром нужно было идти на молитву в мечеть, он увидел, что она спит в рукаве его одеяния. Ничего другого из одежды Пророк (мир ему) не нашел, поэтому аккуратно отрезал рукав от этой одежды и в таком виде вышел на утреннюю молитву.

Как рассказывают, причиной такой особой любви к этой кошечке была очень памятная история – она однажды спасла Посланнику (мир ему) жизнь. Когда однажды утром он протянул руку к своей одежде, чтобы надеть ее, он увидел, что кошка шипит и не подпускает его к одежде. Не успел Пророк (мир ему) удивиться такому странному поведению, как из рукава халата выползла змея. Кошка тут же поймала ее и убила.

Не знаем, насколько правдива эта история, но любовь к кошкам нашего Пророка (мир ему) в самом деле общеизвестна. Дурное отношение к кошкам, напротив, им чрезвычайно порицалось. В одном из хадисов говорится о женщине, которая заморила голодом свою кошку – она запирала ее в доме, не давая ей пищи и воды, и не позволяла ей самой искать пропитание. Такому жестокому человеку были обещаны адские мучения.

Среди сподвижников Пророка (мир ему) также были люди, очень любившие кошек. Кто-нибудь знает сподвижника по имени Абдуррахман ибн Сахр ад-Дауси аль-Ямани? Наверное, сейчас многие станут перебирать в уме имена сподвижников и придут к выводу, что это какой-то малоизвестный человек. Ничуть не бывало – так на самом деле звали одного из самых известных спутников Посланника, которого мы знаем по его прозвищу Абу Хурейра (да будет доволен им Всевышний). Не все знают, что это прозвище означает «отец котенка» — он получил его от Пророка (мир ему) за свою необычную любовь к кошечкам. Они везде сопровождали его, он носил их в рукавах своей одежды и обязательно угощал чем-то вкусным.

С точки зрения фикха (исламского права), кошка считается чистым животным, то есть, наличие ее шерсти на одежде или коврике для молитвы не будет нарушать действительность намаза. Кошка может заходить в мечеть и также не осквернит ее своим присутствием – в отличие от собаки, которой вход в мечеть или места, где люди молятся, запрещен.

Почему в Исламе запрещено держать дома собаку?

Почему в Исламе запрещено держать дома собаку?

Если кошка попьет из сосуда, где приготовлена вода для омовения, вода от этого не станет испорченной, и ей можно пользоваться. Анас ибн Малик (да будет доволен им Всевышний) рассказывал, что как-то в путешествии, где он был вместе с Посланником (мир ему), он приготовил Пророку (мир ему) воду для омовения.

Когда Пророк (мир ему) подошел к сосуду, он увидел, что из него пьет кошка – и он не отогнал ее, а подождал, пока она закончит пить. Когда Анас спросил, следует ли заменить воду, Пророк (мир ему) ответил, что кошки – чистые создания и ничего не загрязняют. (Подробнее: Удивительная история кошек в Исламе).

Кошки в мусульманской культуре

Такое же доброе отношение к кошкам отмечено во многих мусульманских странах, в частности, в Турции – по рассказам людей, посетивших Стамбул, там живет небывалое количество кошек, которых никто не обижает, наоборот, старается подкармливать и заботиться о них.

По свидетельству историков, еще во времена Османской империи в Стамбуле были два кошачьих приюта — Ускюдаре и Долмабахче. Помимо этого, специальные учреждения следили за тем, чтобы городские кошки были сыты и ухожены. Европейский путешественник, барон Венцеслав Вратислов, который в 1599 году посетил Турцию, писал о том, что его так поразило в городе: «В Стамбуле есть большие сады, окруженные высокими стенами, на которые запрыгивают и собираются кошки в ожидании, когда сюда придут особые люди и принесут им корм».

Барон также сообщал о том, что турецкие хозяйки специально приносили кошкам кусочки мяса, читая при этом молитву – поскольку считали, что делают богоугодное дело.

Египетский султан Бейбарс, правивший в 13 веке, также проявлял доброту к кошкам – он повелел основать в Каире особый «кошачий сад», где городские кошки могли бы найти приют, еду и питье. Когда британский востоковед Лейн в 30-х годах 19 века посетил Каир, он убедился своими глазами, что указ султана сохранялся в силе.

Каждый день после обеда огромное число кошек собиралось в этом саду – ставшем к тому временем садом шариатского судьи Каира, — куда им приносили еду. Любознательному европейцу рассказали, что кади (судья) таким образом выполняет повеление султана Бейбарса – что бы ни случилось, кошки должны быть накормлены.

Суфийские шейхи также любили кошек – в частности, они сравнивали кошачье мурлыканье с зикром, повторением имени Всевышнего, по этой причине их мурлыканье считалось целебным. Суфийскому шейху 10 века

Шибли однажды приснился сон, что Господь простил ему грехи за то, что он холодной ночью подобрал на улице и пригрел замерзающего котенка.

Другая притча повествует об ученом по имени Ибн Бабшад, жившем в 11 веке в Каире. Однажды он с друзьями сидел на крыше мечети и обедал. Мимо пробегала кошка, и ученый бросил ей несколько кусочков еды. Она схватила их и убежала, но потом вновь вернулась за пищей и опять куда-то ее унесла. Друзья решили узнать, куда же кошка носит еду.

Когда они проследили за ней, оказалось, что она таким образом кормит слепого кота, живущего на крыше соседнего дома. Ученый был так поражен, каким необычным способом Всевышний доставляет пропитание каждой живой твари, что раздал свое имущество и прожил остаток жизни в бедности, полностью положившись на божественную милость.

Всевышний населил наш мир множеством живых существ, а человек поставлен наместником над всем сотворенным миром. По этой причине мы в ответе за всякое живое существо, которое мы приручаем и берем к себе в дом. Если мусульманин хочет завести кошку, он должен понимать, что это налагает на него ответственность. В будущей жизни с него спросят, — был ли он достаточно добр к ней, заботился ли о ее пропитании и содержании? За хорошее отношение к ней – как и к любому творению, он будет вознагражден.

Анна Кобулова

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Пророк Мухаммед и кошки — Домашний любимец

Кошка

Кошка

Пророк Мухаммед любил кошек. Существуют разные истории о Пророке и кошках, и эти истории способствуют трепетному отношению к животным среди мусульман.

Кошка

Кошка

Сам Пророк служил примером заботливого отношения к кошкам. Одна из легенд рассказывает о кошке, которую звали Муэзза. У Пророка было много кошек, а самая любимая была кошка Муэзза. Однажды, собираясь на молитву, Пророк увидел, что его любимая кошечка спит на рукаве его одежды. Он не стал будить кошку,а просто отрезал рукав от своего халата. После молитвы кошка проснулась и, как передаёт предание, — низко поклонилась Пророку Мухаммеду за его поступок.

Кошка

Кошка

Но не только любимица Муэзза лишала Пророка его одежды. Как-то раз  бездомный больной котёнок подошёл к пророку и улёгся на край халата. Пока Пророк общался со своими учениками, котёнок уснул. А когда Пророк собрался уже уходить, то ему жалко было прогонять котёнка, и он опять же отрезал кусок своего халата,где спал котёнок.

Пророк не расставался со своей любимицей даже на проповедях: часто Муэзза сидела у него на коленях. Пророк Мухаммед считал кошек чистыми животными, он даже мог умываться водой, которую пили кошки.

Кошка

Кошка

Пророк Мухаммед запрещал продавать котов за деньги или за товар.Он говорил,что кошка это не собственност, а свободное существо.

Кошка

Кошка

Последователи пророка также трепетно относились к кошкам. Ближнего друга и своего сподвижника Пророк назвал Абу Хурайра, то есть «отец котят» за то, что тот заботился о котёнке. Абу Хурайра всегда с собой носил кошку. И однажды эта кошка спасла Пророка от смерти, убив змею, которая уже приготовилась напасть на Пророка. За это Пророк погладил кошку по голове, и с тех пор у кошек на лбу появились четыре полоски от его пальцев. А когда рука Пророка коснулась спинки кошки, кошка стала способной не падать на спину, а приземляться на лапки. Абу Хурайра был ещё смотрителем мечети и всегда кормил окресных кошек, из-за чего количество кошек в самой мечети резко возросло.

В преданиях ислама есть такая история: одна женщина закрыла своего кота в помещении, где он не мог охотиться на мышей, а сама не кормила его. Кот умер от голода. Эта женщина за такое преступление попала в ад. А другая женщина с множеством грехов увидела бездомного пса и напоила собаку из своей туфли, и за этот благородный поступок была полностью прощена.

И так, кошки почитаются всеми мусульманами ещё со времён Пророка Мухаммеда.

Кошка

Кошка

Похожие записи:

Кошки являются единственными животными, которым доступен вход в мечеть

Кошки являются единственными животными, которым доступен вход в мечеть

Известно отношение к кошкам проповедника ислама и передатчика хадисов о жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) по прозвищу Абу Хурайра («отец кошечки»). Его настоящее имя было Абд ар-Рахман бин Сахр. Прозвище возникло потому, что он носил в рукаве одежды кошку. Другое его известное прозвище Абу Хирр («отец кота»).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) любил кошек и советовал своим единоверцам заботиться о них. У Пророка была любимая кошка. Он опекал ее, никогда с ней не расставаясь, даже во время молитвы. Существует даже хадис о том, что Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям)  нужно было срочно уйти, а кошка уснула на рукаве одежды, он отрезал рукав, лишь бы не побеспокоить ее сон. Когда он вернулся, кошка проснулась и поклонилась ему. Тогда Пророк погладил ее три раза. Хотя, я думаю, гладил он ее много раз.

Жена Пророка Мухаммада Айша во время молитвы увидела, что кошка поела стоящую на полу еду. Завершив молитву, она стала есть после животного, сказав, что Пророк делал омовение водой, которую они пили. В одном из хадисов говорится: «Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова своей матери о том, как ее хозяйка послала ее с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала мне знак, чтобы я опустила его на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, она поела, взяв еду из того места, где ела кошка. Она сказала: «Посланник Аллаха сказал: «Они не нечистые: они – ваши домочадцы». Она добавила: «Я видела, как Посланник Аллаха выполнял омовение водой, к которой прикасалась кошка» (хадис Дауд, рассказал Джабир ибн Абдулла).

«Некая женщина была наказана из-за кошки. Она держала ее взаперти до тех пор, пока та не умерла. Так вошла она из-за нее в Ад. Она не кормила и не поила ее, и не дала ей возможности питаться земными тварями” 
(Бухари и Муслим).

“Однажды по дороге шел человек, и его замучила жажда, и тут он нашел колодец, спустился туда и напился. Потом он выбрался из него, а там собака, высунув язык, грызет сырую землю от жажды. И сказал человек: «Эта собака изнурена жаждой так же, как был изнурен ею я». И он, спустившись в колодец, наполнил свою туфлю водой и, держа ее в зубах, выбрался и напоил собаку.
И Аллах был благодарен ему и простил все его грехи”. Люди сказали: “О Посланник Аллаха! Неужто нам и за доброе отношение к животным будет награда?” Он сказал: “Награда будет за доброе отношение ко всему живому”
(Бухари и Муслим)

В исламе кошке тоже принадлежит особое место

Отношение к кошкам в разных религиях было разным, но в основном их подозревали в связях с потусторонними силами и даже сжигали на кострах, как ведьм. Чуть реже — признавали божеством, как это было, например, в Египте. В исламе кошке тоже принадлежит особое место. Ей, единственной из животных, позволен вход в мечеть и полная свобода действий там. Где хочешь, там и валяйся. И никто не обидит, не прогонит.

Все началось еще с любимой кошки Пророка Мухаммада. Звали ее Муэцца и была она белоснежной разноглазой красавицей. Хотя, по некоторым легендам, она была абиссинской, табби, и даже сплошь черной. (легенды мало заботятся о том, чтобы соответствовать друг другу) Одно известно точно — она была кошечкой.

Пророк любил ее настолько, что никогда не тревожил ее сна, а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Так же она любила спать на его коленях во время проповедей. В общем, вела себя как любая любимая домашняя кошка. Однажды киска уснула на рукаве хозяйского халата, приготовленного для утренней молитвы. Не долго думая, Мухаммад отрезал рукав, на котором дремал зверек, и оделся. Когда Мухаммад вернулся после молитвы, Муэцца проснулась и поклонилась Пророку, а он трижды ее погладил. Хотя, я думаю, гладил он ее много раз.

Согласно легенде, котики лишали Мухаммада элементов одежды не единожды. Безвестный больной котенок пришел и умостился на краю халата Пророка, пока тот общался с учениками. Урчал, топтался, да так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду нужно было уходить, он не смог заставить себя прогнать котенка, и опять отрезал полу одежды в угоду хвостатому.

Конечно, кошки платили ему добром за добро. Помимо обычной оплаты теплом и мурлыканьем, которым кошки одаривают нас, Пророку они спасали жизнь. Например, однажды кошка убила змею, забравшуюся в рукав и собиравшуюся ужалить Мухаммада. Опередив Пророка, собиравшегося надеть одежду с затаившейся в ней смертью, кошка отважно прыгнула на рукав, загрызла змею и гордо показала добычу Мухаммаду. Была ли это Муэцца? За свое спасение Пророк коснулся лба кошки и навсегда оставил на нем четыре четкие линии, отмечая благословенное животное.

Читайте также: Мухаммад: пророк, покоривший полмира

Так и видится картина — дрожащая от волнения ладонь Мухаммада касается лба кошки, а в ответ раздается уверенное тррр-тррр… Кроме того, из-за того, что рука Посланника Аллаха коснулась спинки животного, коты почти никогда не падают на спину, но приземляются на лапки. Еще Мухаммад запретил продавать котов за деньги, или обменивать на товары. Это свободное существо, а не собственность, с уважением считал Пророк.

Любовь Мухаммада к котам разделяли и его близкие. Так, друг Пророка Абд аль Рахман даже заслужил прозвище Абу Хурайра, отец котов, поскольку всюду, куда бы он ни шел, с ним был котенок. Кроме того, будучи смотрителем мечети, он заботился о том, чтобы окрестные коты были всегда сыты. Из-за этого кошачье племя в самой мечети значительно увеличилось. Котопапа свое прозвище оправдывал.

Хадисы, предания ислама, передают рассказ Мухаммада о женщине, не кормившей кошку и запершей ее так, что кошка не могла ловить мышей. От голода кошка погибла, а женщина за это преступление направилась в ад. А вот другая женщина, проститутка, увидев бродячего пса, сняла свою туфлю и напоила из нее собаку, и за это благодеяние удостоилась прощения. Хоть пес и не кошка, но эта легенда учит относиться с добром ко всем живым тварям.

И вот, со времен Пророка кошки почитаются всеми мусульманами. И не просто почитаются! В их честь слагались стихи, мурлыканье кошки суфии сравнивали с исполнением зикра — ритмичным повторением имени бога, из-за чего усатых-полосатых использовали в больницах, веря в целебную силу их мурлыканья. Коты даже ставились в пример другим мусульманам.

Как-то грамматик ибн Бабшад сидел с товарищем на крыше Каирской мечети и перекусывал. Мимо по карнизу проходила кошка, и ученый бросил ей несколько кусочков. Кошка схватила их и убежала. Затем вернулась опять и мяуканьем потребовала добавки. Она возвращалась несколько раз, и ученые решили проследить за ней. Каково же было их удивление, когда кошка привела их к крыше, на которой сидел слепой кот. Ему она и носила угощение. Бабшад был так тронут этим, что в тот же день отказался от всего своего имущества, прожив остаток жизни в бедности, полагаясь только на милость Бога, который добр даже к слепым котам.

Суфийские легенды рассказывают также о коте шейха, помогавшем учителям наводить порядок в школе (чем не прообраз миссис Норрис из Гарри Поттера?). Однажды этот кот пожертвовал собой ради спасения дервишей. Другой шейх, Абу Бакр аль Шибли после своей смерти явился во сне одному из учеников и поведал, что попал в рай. Однако такой милости он удостоился не за религиозное рвение. Аллах сказал ему: «Помнишь ли холодный снежный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка. Ты взял его и согрел под плащом. Из-за этого котенка ты и прощен».

В XIII веке мамлюкский султан Египта и Сирии аль-Захир Бейбарс повелел основать особый «кошачий сад», где кошки Каира могли бы найти убежище, еду и питье в любое время. С тех пор это место многократно переходило из рук в руки, но указ султана исполнялся неукоснительно, и исполняется по сей день. Каждый вечер тысячи каирских кошек стекаются в сад, куда приходят люди с полными корзинами еды для них. Какие бы перемены ни сулил новый век, кошки должны быть накормлены.

С кошками связаны и суеверия. Согласно им, добрый дух гарина ночью поселяется в кошке. Поэтому ни копты, ни мусульмане не смеют ударить кота, особенно вечером, боясь разгневать гарину.

И сегодня многие исламские города наводнены кошками, которых холят, лелеют и пускают везде, куда бы это свободолюбивое, но удивительно ласковое существо ни решило пройти. Ведь после смерти кот попадает прямо в рай, где может рассказать о вашей доброте Пророку.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Кошки в Исламе: любовь или ненависть?

кошки в Исламе

  1. Кошки в хадисах
  2. Грязные ли кошки животные?
  3. Содержание кошек в доме

Всевышний Аллах создал животный мир разнообразным, и есть такие животные, которые вызывают у нас позитивные чувства, а есть такие, которые вызывают неприятные ощущения. Но для всех животных на земле Всевышний Аллах предписывает по Исламу хорошее обхождение и доброе отношение. Религия Ислама ценит абсолютно каждое живое создание, потому что каждое из них является творением Аллаха, и за доброе отношение к каждому живому созданию люди будут вознаграждены в Судный день.

Кошки являются любимыми домашними питомцами для огромного количества людей в мире, и мусульмане – не исключение, в истории сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ можно встретить кошек и собак, но в отличии от собак держать дома кошек по исламу является дозволенным, при соблюдении определенных условий и требований.

Кошки в хадисах

Любители передавать все что услышат приписывают к Посланнику Аллаха ﷺ историю, где рассказывается, что у него была любимая кошка, которую звали Муизза. Пророк Мухаммад ﷺ настолько любил кошку, что старался не потревожить ее сон, и даже использовал воду, которую пила она, для того, чтобы совершить омовение перед молитвой. Пока Пророк Мухаммад ﷺ проводил свои проповеди, кошка Муизза спала на его коленях. Также из недостоверных сообщений про кошек считается легенда, где кошка однажды спасла жизнь Пророка Мухаммада ﷺ, убив змею, которая забралась в рукав к Пророку Мухаммаду ﷺ и собиралась его ужалить.

Согласно другой легенде, котенок пришел и умостился на краю халата Пророка ﷺ, пока тот общался с учениками. Кошечка урчала, топталась, так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду ﷺ нужно было уходить, он не решился будить котенка, и отрезал полу одежды в угоду котенка.

Все вышесказанное является недостоверным, однако это не говорит о том, что кошки в Исламе не несут в себе блага. Существуют достоверные сообщения, указывающие на то, что кошки являются домочадцами и чистыми животными в Исламе. Они упоминаются неоднократно и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ, и всегда отношение к ним очень хорошее и ласковое.

Известна в Исламе история сподвижника Посланника Аллаха ﷺ, который любил кошек, его звали Абдур-Рахман, но более знаком он мусульманам по своему прозвищу «Абу Хурайра», что в переводе означает «отец кошечек», ведь куда бы он ни направлялся, он везде носил с собой кошку в рукаве своей одежды.

Кошки в Исламе упоминаются и в связи с тем, что человек несет ответственность в День Суда за тех питомцев, которых берет в свой дом, и если человек притеснял своих питомцев, то он ответит за это перед Всевышним. В Судный день сами животные будут требовать ответа от тех людей, которые притесняли их при жизни, которые наносили им вред, и каждому в Судный день воздастся – человек ли это, джинн или любая живая тварь. В хадисе приводится история о том, как одна из женщин попала в Ад за то, что заперла кошку, лишив ее воды и еды, не позволяя ей найти себе пропитание.

Это интересно! Отличие кошек и других животных от людей в Судный день заключается в том, что после получения отчета о своих грехах, Всевышний обратит их в прах, за исключением тех животных, которых человек любил в своей мирской жизни и был к ним привязан.

Грязные ли кошки животные?

Кошки в Исламе – это животные чистые. По свидетельству Кабши бинт Ка‘б ибн Малик, когда к ней пришел Абу Катада, отец ее мужа, то она налила воды для того, чтобы он смог совершить омовение. К этой воде для омовения подошла кошка и стала пить эту воду, и тогда Абу Катада наклонил так сосуд с водой, чтобы ей было удобнее пить воду. На удивленный взгляд Кабши он сказал, что кошки нечистыми не являются: «Они одни из тех, кто ходит вокруг вас».

Во времена, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, котам среди людей свободно передвигаться не воспрещалось, они могли свободно заходить в дома, и Пророк Мухаммад ﷺ не говорил, что они – наджас.

Вопрос о кошках задавали и Анасу ибн Малику, и он рассказал случай, когда вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ он отправился в Батхан, и Посланник Аллаха ﷺ сказал ему приготовить воду для совершения омовения. После того, как Пророк Мухаммад ﷺ приблизился к тому сосуду, в котором была приготовлена вода для омовения, он увидел, что из этого сосуда пьет кошка. Тогда Пророк Мухаммада ﷺ стал ждать, пока она не допьет воду. После этого Анас ибн Малик спросил у Пророка Мухаммада ﷺ , стоит ли ему заменить воду для омовения раз от нее попила кошка, но Посланник Аллаха ﷺ ответил: «О, Анас, кошки – чистые и они никогда ничего не загрязняют» (Табарани, иснад хадиса слабый).

мусульмане и кошки

Относительно кошек у мусульман периодически возникают вопросы религиозно-правового характера, касающиеся присутствия на одежде человека кошачьей шерсти во время произнесения им молитвы дома или в мечети. Будет ли по Исламу принята молитва от человека, чью ритуальную чистоту нарушает кошачья шерсть на одежде, даже если он не находится в мечети? Для ответа на этот вопрос приводят слова Абу Катады, который сказал своей снохе, что кошка является чистым животным – эти слова приведены в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, Ат-Тирмизи, ан-Насаи и другими. По словам Ат-Тирмизи, хадис этот достоверный, и на нем основывается мнение многих ученых Ислама относительно вопросов присутствия кошачьей шерсти на одежде.

Ан-Санани считал, что тем, что Пророк Мухаммад ﷺ назвал кошку животным чистым, он избавил мусульман в своей умме от многих трудностей, поскольку оно постоянно ведет свою жизнедеятельность рядом с человеком, живет в доме, поэтому то, что Всевышний Аллах сотворил такое животное, как кошка, удаленным от загрязнений и наджаса, — большое облегчение для человека. В Субулу-с-салям приводится хадис, в котором упоминается, почему Всевышний сделал кошку удаленной от загрязнений: кот среди людей подобен слуге – он все время присутствует среди людей, очень привязан к домочадцам. Раз остатки воды, которую пил кот, считают чистыми, то тем более чистыми считают шерсть кота, ведь, по словам Ибн Кудама, о чистоте животного, его кожи, шерсти, пота, волос можно судить по тому, чиста ли вода, в которой есть остатки его слюны. Об этом сообщается в Аль-Мугни.

По словам Шейху-ль-ислам- Ибн Теймийа, волосы всех животных, и тех, чье мясо в пищу можно употреблять, и других, является чистыми. Это же относится ко всем видам волос, пуха, перьев и шерсти, независимо от того, живо ли это животное или мертво. Он говорил о том, что волосы по их жизненным процессам можно сравнить с растениями, поскольку волосы подобно им растут и питаются, но чувств у них нет, и по собственной воле они не движутся. И пока волосы не расстанутся с животным, они не относятся к нему.

Содержание кошек в доме

Мусульманам следует помнить, что если человек собирается держать дома кошку, то за ними нужно тщательно следить и ухаживать, поскольку их содержание может привести к тому, что распространятся всевозможные заболевания и паразиты, и следует хозяевам кошек постоянно предпринимать необходимые меры для профилактики.

Также у мусульман возникают вопросы о содержании в доме животных и отношении шариата к этому вопросу. Этот вопрос касается не только кошек – сегодня часто у каждой семьи в доме живут домашние животные, птицы или аквариумные рыбки.

кошки в исламе дома

Ислам поощряет все то, что способствует наблюдению за красочным и разнообразным миром, созданным Всевышним, размышляя над Его знамениями и Его могуществе. Но шариат рекомендует внимательно отнестись к своему желанию завести дома питомца, ознакомиться со всей информацией, касающейся его содержания, обо всех трудностях, которые могут возникнуть на этом пути, и после этого решить, стоит ли это того.

Шариат предписывает помнить о том, то клетка и аквариум не является естественной средой обитания животного или рыбы, и действия животного в них ограничены и полностью зависят от воли хозяина. Исламская религия позволяет человеку украшать свой дом тем, что ему нравится, но не является запретным. Содержать дома кошек, рыб, птиц и прочих животных, не является запретным по Исламу до тех пор, пока человек заботится о них и создает для них все необходимые условия, чтобы они вели нормальную жизнь.

Шариат запрещает при содержании животных прекращать заботиться о них и создавать тем самым угрозу для их жизни, а также допускать их гибель. По шариату человек, который взял к себе животное, обязан о нем заботиться, поскольку теперь это животное зависит полностью от своего хозяина. Поэтому мусульманин, если он берет в дом кошку или другое животное, должен не только обеспечивать его едой и питьем, но и заботиться о его здоровье, обращаться к ветеринарам при необходимости, оказывать медицинскую помощь.

При содержании животных в доме, и это касается и кошек, мусульманин должен помнить, что существует ряд болезней, которые могут передаваться от животных к человеку, и если врач выяснит, что животное чем-то болеет, то его в доме содержать запрещено, поскольку существует угроза, что здоровью человека может быть нанесен вред, а Шариат запрещает любое нанесение вреда самому себе или другому человеку.

Предписано даже совершать таямум или омовение землей, если нет никакой воды, кроме той, которая нужна для питья животных, и использовать эту воду не следует.

Шариат сурово осуждает владельцев и работников тех зоомагазинов и зоопарков, у которых животные содержатся в ненадлежащих условиях и о них недостаточно заботятся, и по наступлении Судного Дня им придется держать ответ за свои действия по причине того, что животные испытывали страдания. Приводят хадис из «Сахихуль-Бухари», в котором Посланник Аллаха ﷺ говорит о том, что к тем из людей, кто не проявляет милосердие к творениям Аллаха, и Аллах не будет проявлять милосердие.

Отношение к кошкам в исламе: предания и достоверные хадисы

ДУШАНБЕ, 5 апр — Sputnik. Коран и шариат не только формируют религиозное мировоззрение сотен миллионов людей во всем мире, но и весьма подробно определяют повседневную жизнь мусульман. Какую одежду носить, с кем вступать в брак, как вести бизнес – ответы на все эти вопросы в той или иной форме исламские богословы предлагают искать именно в священных текстах.

Неудивительно, что регламентация быта коснулась и братьев наших меньших, в частности — кошек. «Как относится ислам к кошкам», «хадисы о кошках», «отношение ислама к домашним животным» — вот самые популярные запросы на тематических форумах для мусульман.

О том, что на самом деле говорит Коран и Сунна о пушистых любимцах и как отношение к кошкам может влиять на загробную жизнь, попытался разобраться Sputnik Таджикистан.

По примеру Пророка

Ислам позволил человеку украшать дом посредством того, что он пожелает, если это не является запретным. В принципе то же касается и животных: если оно не считается однозначно нечистым, его можно держать в качестве питомца.

Если брать собак – то здесь все непросто. Богословы столетиями спорят, является ли собака нечистым животным, так как существует очень уж много хадисов и аятов, дающих слишком широкий простор для толкования.

А вот с мурчащими питомцами все куда яснее – ислам относится к кошкам с большой теплотой. К примеру, кошка — единственное животное, которому разрешен вход в мечеть.

Чтобы понять, почему исламская традиция столь благостно относится к усатым и хвостатым, стоит упомянуть наиболее известные предания о жизни пророка Мухаммада.

Так, существует одна легенда, прочно укоренившееся в исламской фольклорной традиции, о любимой кошен пророка Муиззе. Предание гласит, что пророк Мухаммад во время похода на Ухуд, увидел, как она вскармливает грудных котят, и дабы воины не затоптали ненароком пушистое семейство, поменял маршрут движения солдат.

А однажды Муизза улеглась спасть на полу халата Мухаммада во время его молитвы. И по окончании намаза пророк предпочел отрезать кусок от рукава, только бы не потревожить сон животного. После пробуждения кошка, как гласит легенда, — низко поклонилась пророку Мухаммаду за такой поступок.

Рай и ад за котят

Свидетельством благожелательного отношения к кошкам еще во время формирования исламской уммы является само имя одного из известных сподвижников пророка — Хазрати Абу Хурайра, что означает «отец котят». Приняв ислам, он прибыл в Медину и после все время находился рядом с Мухаммадом, посвящая себя изучению ислама и собирая хадисы.

Смерть от жажды, запрет на поцелуи: 5 популярных стереотипов о посте в исламе

Вообще при рождении его нарекли языческим именем Абд аш-Шамс — «раб солнца», но как-то он с котенком на плече (а Абу Хурайра с детства любил животных) шел по улице и встретил пророка Мухаммада, назвавшим мальчика «маленьким отцом котят». По легенде с этого момента и сам Абу Хурайра представлялся посторонним не иначе как «отец котят».

Также, согласно поверью, пророк запретил продавать кошек как товар, а один из питомцев Абу Хурайра спас пророка от смерти, убив змею, которая уже приготовилась напасть.

В суфийской традиции есть еще одна легенда о неком Абу Бакре Аш-Шибли, которому во сне голос свыше сказал: «Тебе были отпущены грехи. Помнишь ли холодный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка? Ты взял его и спас от смерти, согрев под плащом. Из-за этого котенка прощены твои прегрешения».

К слову, в исламе вообще поощряет заботу о тех, кто не может помочь себе сам, а в священных текстах не раз отмечается, что сострадания заслуживает не только кошка.

Так, в хадисе, переданном богословом Мухаммадом аль-Бухари (2363 ), со слов упомянутого Абу Хурайра есть слова пророка Мухаммада: «Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю.

Увидев это, он сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи — ред.)».

Слушатели Мухаммада спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» На что он ответил: «Награда полагается за все живое».

© REUTERS / Kim Kyung-Hoon

Котопоезд а Японии

Но если сострадательное отношение к животным может быть основанием для прощения прегрешений и вхождения в рай, то, напротив – тех, кто обидел беззащитное создание, может ждать жестокая кара. «К тому, кто не проявляет милосердия к творениям Всевышнего, Аллах также не проявит милосердия», — говорится в хадисе Бухари (5538).

В одном их достоверных хадисов, собранных аль-Бухари, пророк отмечает, что некая женщина была замучена и брошена в ад, из-за кота, которого она держала взаперти, не имеющего возможности поймать себе добычу, пока он не умер от голода.

Кошачья чистота

Согласно требованиям Корана, мусульмане очень щепетильно относятся к правилам религиозной чистоты. В случае, если человек перед молитвой не совершил ритуальное омовение или осквернил себя наджасом — веществом, к которому запрещено прикасаться без необходимости, — его молитва может быть не принята Господом.

Чьи молитвы во время Рамадана может не принять Всевышний

Исламские улемы столетиями спорят о том, что вне четко оговоренного Кораном списка считать наджасом, а что нет. Однако богословы сходятся в одном: слюна кошки, в отличие от большинства иных животных, не является нечистой.

Так, Айша, жена пророка Мухаммада, во время намаза увидела, как кошка ела пищу, стоящую на полу. Завершив молитву, Айша, немало не брезгуя, стала есть после животного, сказав, что раз пророк делал молитвенное омовение водой, которую пили кошки, то и вкушать пищу, к которой они прикоснулись, – не грех.

© Sputnik / Виталий Белоусов

Выставка самых редких домашних кошек в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород»

В исламских источниках данное предание описывается обычно так: «Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова матери о том, как ее послали с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала знак поставить блюдо на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, то поела, взяв еду с того места, приведя слова Мухаммада: «Они не нечистые, они – ваши домочадцы!»

Есть предание и о раннем исламском богослове и хадисоведе Абуль-Хаттабе Катаде ибн Диама, который в присутствии своей племянницы дал кошке испить из сосуда, где была налита вода для омовения. На удивленный вопрос родственницы он также, как и Айша, привел слова Мухаммада «Кошки — не грязные. Они смешаны с вами». Таким образом он подчеркивал, что раз питомец делит с человеком кров, то и не стоит бояться делить с ним и стол.

Кроме того, в одном из самых достоверных сборников хадисов Сахих Муслима (511) четко говорится — «молитву разрывают (проходящие перед молящимся) женщина, осел и пес, а предохраниться от этого можно чем-то вроде прута для погона скота».

И если следовать принципу – что не запрещено, то разрешено, кошка никак не может нарушить молитву мусульманина.

Почтение к хвостатым

Исламская традиция наложила колоссальный отпечаток на национальные обычаи сотен восточных народов. Потому не трудно найти множество реальных примеров, когда кошки в той или иной мусульманской стране пользовались любовью как простых жителей, так и власть предержащих.

Особняком здесь стоит Турция, где покровительство пушистым питомцам граничит с обожанием.

Так, последний самодержавный султан Османской империи Абдул-Хамид II просто обожал кошек, а его любимцем был белый длинношерстный кот по прозвищу Ага Эфенди.

Ученые доказали, что кошки умеют реагировать на свое имя

А насчет Исмаила Саиба Сенджера, начальника знаменитой Библиотеки Баязида в Стамбуле, точно известно, что ученый муж кормил сотни кошек. По этой причине Библиотеку Баязида называли «Библиотекой кошек».

А сам блистательный Стамбул, истинную столицу государства, многие справедливо называют «городом кошек». Обилие усатых и хвостатых хищников, свободно гуляющих по улицам и заходящих в дома и мечети, давно стало визитной карточкой города.

Отношение к кошкам в Исламе, Пророк Муххамад и кошки

“Однажды по дороге шел человек, и его замучила жажда, и тут он нашел колодец, спустился туда и напился. Потом он выбрался из него, а там собака, высунув язык, грызет сырую землю от жажды. И сказал человек: «Эта собака изнурена жаждой так же, как был изнурен ею я». И он, спустившись в колодец, наполнил свою туфлю водой и, держа ее в зубах, выбрался и напоил собаку.

И Аллах был благодарен ему и простил все его грехи”. Люди сказали: “О Посланник Аллаха! Неужто нам и за доброе отношение к животным будет награда?” Он сказал: “Награда будет за доброе отношение ко всему живому
(Бухари и Муслим)

«Некая женщина была наказана из-за кошки. Она держала ее взаперти до тех пор, пока та не умерла. Так вошла она из-за нее в Ад. Она не кормила и не поила ее, и не дала ей возможности питаться земными тварями”
(Бухари и Муслим).

Согласно легендам:

  • Кошка была любимым животным Пророка Мухаммада, поэтому кошкам позволено входить в мечеть.
  • Когда однажды Пророк  присел отдохнуть на скамью, его кошка Миеца расположилась на крае его одежды. Торопясь на молитву, но, не желая потревожить спящее животное, Пророк Мухаммад  отрезал полу халата.
  • Однажды пророк Мухаммад  дал кошке напиться воды из сосуда, после чего использовал ту же воду для совершения религиозного омовения.
  • Пророк Мухаммад читал свои проповеди, держа на руках кошку.
  • Пророк Мухаммад  научил кошку из любого положения падать на лапы.
  • Кошки, у которых на лбу узор складывается в букву «М» считаются отмеченными рукой пророка Мухаммада.

Интересно, что кошки с буквой «М» на лбу почитались и в христианстве. Однако легенда появления особого рисунка другая. Согласно преданию, буква «М» — свидетельство Божественной награды. Как известно из Евангелия, Дева Мария родила Иисуса в хлеву. По легенде, Новорождённый кричал и дрожал от холода, а мать не знала, как успокоить Младенца. И вдруг из темноты вышла кошка. Она легла рядом с Ребёнком, согрела Его и начала мурлыкать. Дитя утихло и заснуло. В благодарность Мария начертала на лбу кошки первую букву своего имени.

Коран, который считается самым старым в мире, может предшествовать Мухаммеду

Фрагменты самого старого в мире Корана, найденного в Бирмингеме в прошлом месяце, могут предшествовать пророку Мухаммеду и могут даже переписать раннюю историю ислама, считают ученые.

Страницы, возраст которых предположительно составляет 1448–1371 год, были обнаружены на страницах другого Корана конца седьмого века в библиотеке Бирмингемского университета.

Написанные чернилами в ранней форме арабского алфавита на пергаменте, сделанном из кожи животных, страницы содержат части сур, или главы, 18-20, которые, возможно, были написаны кем-то, кто действительно знал Пророка Мухаммеда — основателя исламская вера.

Прокрутите вниз для просмотра видео

Discovery: Fragments of what is believed to be the world Discovery: Fragments of what is believed to be the world

Discovery: фрагменты того, что считается самым старым в мире Кораном. Некоторые историки утверждают, что это может быть даже до пророка Мухаммеда.

Страницы были датированы углеродом экспертами Оксфордского университета, и этот процесс показал, что рукопись из исламской священной книги может быть самым старым Кораном в мире.

Говорят, что открытие было особенно значительным, так как в первые годы ислама Коран, как думали, был запомнен и передан устно, скорее написано.

Но теперь некоторые историки говорят, что пергамент может даже предшествовать Мухаммеду.

Считается, что Бирмингемский Коран был выпущен между 568 и 645 гг., А даты, обычно назначаемые Мухаммеду, — между 570 и 632 гг.

Историк Том Холланд сказал Times: «Это дестабилизирует, мягко говоря, идею о том, что мы можем точно знать что-либо о том, как появился Коран, и что, в свою очередь, имеет значение для истории Мухаммеда и его сподвижников.

Кейт Смолл из Бодлеанской библиотеки Оксфордского университета добавил: «Это дает больше оснований для того, что было периферийным взглядом на происхождение Корана, например, Мухаммед и его ранние последователи использовали текст, который уже существовал, и формировали его». соответствовать их собственной политической и теологической повестке дня, вместо того, чтобы Мухаммед получил откровение с небес.

The pages were carbon dated by experts at the University of Oxford, which showed it could be the oldest Koran in the world The pages were carbon dated by experts at the University of Oxford, which showed it could be the oldest Koran in the world

Страницы были углеродистыми от экспертов из Оксфордского университета, которые показали, что это может быть самый старый Коран в мире.

КАК ЭТО ДОБРАЛСЯ В БИРМИНГЕМ?

Древние страницы были найдены рядом со страницами более молодого экземпляра Корана седьмого века нашей эры.

Считается, что они были составлены, потому что сценарий хиджази на пергаменте был похож.

Они были собраны в 1920-х годах халдейским священником по имени Альфонс Мингана, который собрал огромную коллекцию документов с Ближнего Востока.

Его экспедиции на Ближний Восток спонсировал Эдвард Кэдбери из шоколадной династии.

Специальная библиотека была построена в колледжах Селли-Оук в Бирмингеме, группа колледжей, созданная группой квакеров во главе с Джорджем Кэдбери.

Когда колледжи были объединены с Университетом Бирмингема в 1990-х годах, коллекция была передана на попечение Исследовательской библиотеки Cadbury в университете.

Затем фрагменты Корана лежали неоткрытыми, пока их не отправили на радиоуглеродное датирование в Оксфордский университет.

Однако эти утверждения сильно оспариваются мусульманскими учеными. Мустафа Шах из Школы восточных и африканских исследований в Лондоне также говорит газете: «Во всяком случае, рукопись объединила традиционные сведения о происхождении Корана.’

Пророк Мухаммед, как полагают, основал ислам спустя 610 г., а первая мусульманская община была основана в Медине в 622 г. н.э.

За это время Коран был заучен наизусть и зачитан в устной форме, но халиф Абу Бакр, первый лидер мусульманской общины после смерти Мухаммеда, приказал собрать материал из Корана в книгу.

Окончательная официальная письменная форма не была завершена до 650 года нашей эры под руководством третьего лидера халифа Усмана.

Профессор Надир Диншоу, который изучает межрелигиозные отношения в Бирмингемском университете, назвал это открытие «поразительным».

Когда он был обнаружен в прошлом месяце, он сказал: «Это вполне может вернуть нас в течение нескольких лет после фактического основания ислама.

‘Согласно мусульманской традиции, пророк Мухаммед получил откровения, которые образуют Коран, священное писание ислама, между 610 и 632 годами нашей эры, годом его смерти.

‘В это время божественное послание не было скомпилировано в форму книги, в которой оно появляется сегодня. Вместо этого откровения были сохранены в «воспоминаниях людей».

‘Части его также были записаны на пергаменте, камне, пальмовых листьях и лопатках верблюдов.

Muslims believe that the Koran they read today is the same text that was standardised under Uthman and regard it as the exact record of the revelations that were delivered to Muhammad Muslims believe that the Koran they read today is the same text that was standardised under Uthman and regard it as the exact record of the revelations that were delivered to Muhammad

Мусульмане верят, что Коран, который они читают сегодня, — это тот же текст, который был стандартизирован при Усмане, и считают его точной записью откровений, которые были переданы Мухаммеду

Основатель ислама: кто такой пророк Мухаммад?

Пророк Мухаммед родился в Мекке в Саудовской Аравии в 570 году.

Хотя мусульмане верят, что ислам — это вера, которая всегда существовала и постепенно открывалась человечеству рядом пророков, Мухаммед, как говорят, совершил полное откровение в седьмом веке.

Традиционная история Корана рассказывает, как однажды ночью в 610 году Мухаммед, глубоко духовный и религиозный человек, медитировал в пещере на горе Хира, когда его посетил ангел Джибриль, который приказал ему читать.

Как только Джибриль упомянул имя Аллаха, Мухаммед начал произносить слова, в которые, как он уверовал, были слова Бога.

Эти откровения продолжались в течение 23 лет и все вместе известны как Коран.

Когда он начал читать Коран, Мухаммед и его небольшая группа последователей подвергались преследованиям со стороны неверующих.В 622 году Бог дал им команду мигрировать из Мекки в город Медина, примерно в 260 милях к северу, что знаменует собой начало мусульманского календаря.

Через несколько лет Мухаммед и его последователи вернулись в Мекку и простили своих врагов.

Незадолго до смерти Мухаммеда, в возрасте 63 лет, большинство Аравийского полуострова стали мусульманами. В течение столетия после его смерти ислам также распространился в Испанию на западе и на восток до Китая.

Ислам в настоящее время является второй по величине религией в мире с более чем миллиардом последователей.Перепись 2011 года зафиксировала 2,71 миллиона мусульман в Великобритании, что составляет около 4,5 процента от общей численности населения.

‘Мусульмане верят, что Коран, который они читают сегодня, — это тот же текст, который был стандартизирован при Усмане, и считают его точной записью откровений, которые были переданы Мухаммеду.

‘Испытания, проведенные на пергаменте с бирмингемскими листами, дают высокую вероятность того, что животное, у которого оно было взято, было живым при жизни Пророка Мухаммеда или вскоре после него.

‘Эти части должны были быть в форме, очень близкой к форме Корана, прочитанной сегодня, подтверждая мнение, что текст претерпел незначительные изменения или не претерпел никаких изменений, и что его можно датировать до точки, очень близкой ко времени Считалось, что это раскрыто.

Мухаммед | Биография, история и факты

Биографические источники

Коран дает мало конкретной биографической информации об Исламском Пророке: он обращается к отдельному «посланнику Бога», которого в ряде стихов называют Мухаммедом (например, 3: 144), и говорит о святилище паломничества, которое связано с «долиной Мекки» и Kaʿbah (например, 2: 124–129, 5:97, 48: 24–25). В некоторых стихах предполагается, что Мухаммед и его последователи живут в поселении под названием аль-Мадина («город») или Ятриб (э.g., 33:13, 60) после того, как их ранее вытеснили неверующие враги, предположительно из мекканского святилища (например, 2: 191). В других местах говорится о военных столкновениях между последователями Мухаммеда и неверующими. Иногда они связаны с топонимами, такими как мимолетная ссылка на победу в месте под названием Бадр в 3: 123. Тем не менее, в тексте не указаны даты каких-либо исторических событий, на которые он ссылается, и почти никто из современников посланника Корана не упоминается по имени (редкое исключение в 33:37).Следовательно, даже если принять, что корпус Корана подлинно документирует проповедь Мухаммеда, сам по себе он просто не дает достаточной информации даже для краткого биографического очерка.

Большая часть биографической информации, которую исламская традиция хранит о Мухаммеде, таким образом, находится вне Корана, в так называемой литературе sīrah (араб. «Биография»). Возможно, единственная самая важная работа в жанре — Мухаммад ибн Исак (умер 767–768) Китаб аль-Махази («Книга военных экспедиций [Пророка]»).Однако эта работа сохранилась только в более поздних переделках и сокращениях, из которых самым известным является «Абд аль-Малик ибн Хишама» (умер в 833–834 гг.) Сират Мухаммад Расул Аллах («Жизнь Мухаммеда, Посланника Бога»). Оригинальная книга Ибн Искака была не его собственным сочинением, а скорее сборником автономных отчетов о конкретных событиях, которые произошли во время жизни Мухаммеда, а также до него, которые Ибн Исак устроил в том, что он считал их правильным хронологическим порядком, и к которому он добавил свои комментарии.Каждый такой отчет обычно представлен списком имен, прослеживающих его через различных посредников до его окончательного источника, который во многих случаях является очевидцем — например, женой Пророка Шишахом. Варианты материала, собранного Ибн Искаком, а также другие материалы о событиях в жизни Мухаммеда, сохранились в работах других авторов, таких как Абд аль-Раззак (умер в 827 г.), Аль-Вакиди (умер в 823 г.), Ибн Садд (в. умер 845) и аль-Шабари (умер 923).

Тот факт, что такие биографические повествования о Мухаммеде встречаются только в текстах 8–9-го века или даже позже, неизбежно поднимает проблему того, насколько уверенным можно быть в притязаниях литературы « Сира » на передачу точной исторической информации.Это не значит, что в работе обязательно присутствовал элемент преднамеренного изготовления, по крайней мере, на уровне компилятора, такого как Ибн Исак, который явно не придумывал истории с нуля. Тем не менее, можно ожидать некоторого увеличения популярной легенды вокруг столь же оригинальной фигуры, как Мухаммед. По крайней мере, для историков, которые неохотно принимают сообщения о божественном вмешательстве, проблема усугубляется чудесными элементами некоторых материалов, включенных в работу Ибн Исака.Более того, некоторые из повествований, о которых идет речь, представляют собой явную адаптацию библейских мотивов, предназначенных для представления Мухаммеда равными или превосходящими более ранние пророческие фигуры, такие как Моисей и Иисус. Например, до эмиграции Мухаммеда в Медину он, как говорят, получил присягу на верность двенадцатью жителями города, очевидную параллель с Двенадцатью Апостолами, и во время рытья оборонительного рва вокруг Медины Мухаммед, как говорят, чудесным образом насытился все рабочие из горстки дат, вспоминая, как Иисус накормил народ.Наконец, вполне возможно, что некоторые сообщения о событиях в жизни Мухаммеда возникли не из исторической памяти, а из экзегетических рассуждений об историческом контексте отдельных стихов Корана.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Тщательно сравнивая альтернативные версии одного и того же биографического повествования, ученые смогли показать, что определенное количество традиций в жизни Мухаммеда, например, рассказ об эмиграции Пророка из Мекки в Медину, уже были в обращении. конец 7 в.Важным собирателем таких ранних традиций был Урва ибн аль-Зубайр, родственник Шиша, который, вероятно, родился в 643–644 годах и который, по всей видимости, имел непосредственный доступ к бывшим спутникам Пророка. Кроме того, ряд элементарных подробностей о Мухаммеде подтверждается неисламскими источниками, датируемыми первыми десятилетиями после традиционной даты смерти Мухаммеда. Например, в сирийской летописи, датируемой примерно 640 годом, упоминается битва между римлянами и «арабами Мухаммеда», а в армянской истории, составленной около 660 года, Мухаммед описывается как торговец, который проповедовал арабам и тем самым инициировал исламские завоевания.Такое свидетельство является достаточным подтверждением исторического существования арабского пророка по имени Мухаммед. Однако сохраняется определенная напряженность в исламском повествовании о жизни Пророка. Например, некоторые из неисламских источников представляют Мухаммеда как еще живого, когда арабские завоеватели вторглись в Палестину (634–640), в отличие от исламского взгляда, что Пророк уже скончался в этот момент.

Учитывая все вышесказанное, нет веских оснований полагать, что основа традиционного исламского описания жизни Мухаммеда неисторична.В то же время природа источников не такова, чтобы внушать уверенность в том, что мы обладаем исторически определенными знаниями о жизни Пророка, которые столь же подробны, как и предполагали многие более ранние ученые. Особенно обычная хронологическая основа жизни Мухаммеда, похоже, была разработана более поздними передатчиками и коллекционерами, такими как Ибн Исак, а не прослеживалась до самого раннего слоя исламских традиций о Мухаммеде. Таким образом, подобные заявления о том, что 21 марта 625 года мекканские войска вошли в оазис Медины, по своей сути проблематичны.Тем не менее, в следующем разделе будет дан краткий обзор, в основном, версии Ибн Искака о жизни Пророка. Этот сборник не ставит целью отделить исторический факт от более поздней легенды. Например, в отличие от многих ранних западных описаний, не будет предпринято никаких попыток удалить сверхъестественные элементы из повествования в интересах его преобразования в рассказ, который представляется правдоподобным по современным историографическим стандартам.