Фото египетского кота – Ой!

Содержание

Котоальманах «Коты через века». Выпуск «Египетский кот». — СТРАНЫ — ГОРОДА

Авторы котоальманаха «Коты через века» alise84, dhyul, marinagra, archigenova, ekolovrat предлагают вашему вниманию  выпуск, посвященный египетскому коту, и желают вам, друзья, приятного чтения! Котоальманах можно полистать ЗДЕСЬ.

Путешествуя по странам и континентам, мы с вами видели, как любят кошек в Японии и в России, в Англии и во Франции, как вдохновляют кошачьи образы художников и поэтов всего мира. Однако нигде и никогда почитание кошек не было столь глубоким и безусловным, как в Древнем Египте. Почему египтяне обожествляли кошек и поклонялись им?

Религиозные воззрения древних египтян — это та сторона древнеегипетской истории, которая, похоже, больше всего интересует современного человека. Ментальность современной Европы выросла из верований и мировоззрения совсем других культур Древнего мира – с одной стороны, иудейской, с другой – греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение, – явление абсолютно уникальное.


Дикий кот. Фрагмент  сцены охоты.
Гробница Небамун,  Фивы, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.


Сцена охоты на птиц, фрагмент.
Гробница Менны, Новое царство, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.

Уникально оно, в том числе, и своим зооморфизмом. Обожествление сил природы, животных и растений достигло в Египте уровня, не сопоставимого ни с одной другой древней культурой. Яркие зооморфные образы, созданные египетскими художниками, поражают даже больше, чем демоны Шумера и Вавилона.

Удивительно и то, что художественная яркость и фантастичность образов египетских богов достигаются при использовании минимума фантастических средств, в отличие от тех же Шумера и Вавилона, и это  одна из отличительных черт египетских верований.

Дикая кошка в зарослях папируса. Роспись из некрополя  Бени-Хасан. Среднее царство, ок. 20 в.до н.э.

Вторая важная черта религиозной системы Древнего Египта – ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древнейших культов.

В-третьих, говоря о религии Древнего Египта, нельзя не заметить, что она весьма символична, и ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Изучая древнеегипетские верования, мы постоянно сталкиваемся с одной стороны с отголосками далекого прошлого древних египтян, а с другой – с достаточно высоким уровнем абстракции, присущим религии общества, имеющего письменность, литературу и искусство.


Бронзовая голова кошки. XXV-XXX династии, 716-311 гг. до  н.э.

Географическая среда, в которой жили египтяне, фауна, игравшая многообразную роль в их жизни, были существенным фактором возникновения конкретных форм египетского тотемизма и его последующего превращения в культ животных. Так, например, скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота: во времена Первой династии существовал культ быка Аписа. Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека, который возникал в местах, изобилующих этими животными.


И наконец, очень широко был распространен  культ кошки. Древний Египет являлся преимущественно аграрной страной, а к тому времени человек научился выращивать достаточно зерна, чтобы запасать его впрок. Крысы и мыши наносили большой урон запасам зерна, а кошки, уничтожая грызунов,  помогали сберечь урожай. Кроме того, кошки устраняли такую смертельную опасность, как заползающие в жилища ядовитые змеи.

Голова кошки. XXVI-XXXI династии, 666–44 г. до н.э.

Голова богини Баст. XXVI династиия. Ок. 600 г. до н.э.

Кот считался у египтян одним из воплощений бога Солнца Ра — одного из важнейших богов египетского пантеона. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых», Ра выступает как «великий кот»: он сражается со змеем Ими-Ухенеф. В надписях из гробниц царей XIX и XX династий восхваляется царственный Ра и приводится следующая поэтическая устойчивая формула: «Ты — великий кот, мститель богов».


Рисунок на папирусе из 17-й главы «Книги мертвых». Солнечный бог Ра убивает змея Ими-Ухенеф под деревом ишед  — священной сикиморой Гелиополя.

Культ кошек сложился в древний период египетской истории (Вторая династия, около 2 800 лет до н.э.) и продолжался до 1 века до н.э. Древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии (14 в. до н. э): сохранился кошачий саркофаг, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса. Около 2 500  лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династий встречаются символы, обозначающие кошек.

Бронзовая статуя  Баст. XXI-XXIII  династии, ок. 1069-702  гг. до н. э.
Бронзовая фигура богини Баст. Эпоха Птолемеев, ок.  311-30  гг. до н. э.

Религиозным центром поклонения кошкам был город Пер-Бастет (греки называли его  Бубастис) на востоке дельты Нила, где, по свидетельству греческого историка Геродота, находился прекрасный храм, посвящённый богине Баст, дочери бога Солнца Ра и богини Луны  Хатхор.

Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, защиты от заразных болезней и злых духов. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, Баст изображали в виде львицы, позднее — в виде  женщины с кошачьей головой. Считается также, что Баст имеет два воплощения: женщина с кошачьей головой — добрая сущность,  с львиной — агрессивная.


Бронзовая статуя Баст. 600-300 гг. до н.э.

Атрибутом Баст был музыкальный инструмент систр — трещотка, состоящая  из рамки с металлическими подвижными стержнями.  Часто котоголовая богиня изображается с систром в руках, а у её ног играют четыре котёнка. Расцвет культа Баст (и культа кошек)  относится к XXII династии Бубастидов  (10 — 8 века до н. э)

, когда фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл Пер-Бастет до статуса столицы.


Львиноподобная богиня Бастет-Уаджит

В главном святилище города  возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних праздников статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Люди со всех уголков Египта стекались к месту паломничества, даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Баст. Хотя приведённую Геродотом цифру в 700 тысяч празднующих историки считают преувеличенной, празднество, вероятно, было очень значительным. Даже в самых маленьких деревнях имелся храм Баст, в котором жила священная кошка.


Саркофаг  Та-миу, кошки принца Тутмоса. Известняк,  высота 64 см
14 в. до н.э. Новое церство,  XVIII династия,  правление Аменхотепа III.

Священными кошками самой Баст были животные черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ профессии.
Баст, защитнице дома, семьи, женщин и детей, посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни».



Кошачьи мумии. Египетский музей, Турин

При храме Баст в Бубастисе разводили священных кошек, и именно там сохранилось наибольшее количество кошачьих мумий. Животных приносили в жертву богине, их тела мумифицировали и продавали паломникам как реликвии. Только жрецы могли приносить в жертву кошек! Остальным египтянам грозила за это смертная казнь. Паломники покупали мумии кошек и преподносили их жрецам и жрицам Баст, которые погребали их в специальных камерах. По всей видимости, в загробном мире кошки должны были передать богине просьбы паломников — об удачном браке, о рождении ребенка, выздоровлении родственника.



Кошачьи саркофаги. Египетский музей, Турин

Статуэтки и «кошачьи» амулеты должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.


Аметистовый амулет эпохи Птолемеев, 311-44 вв. до н.э.

Кошки жили при храмах, их кормили  самой лучшей пищей, специально для них разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Кошкам служили особые жрецы, уход за ними считался почетным делом, переходящим от отца к сыну. Жрецы ждали, когда богиня через посредничество кошек что-то сообщит им, чтобы потом истолковать это сообщение. По состоянию значков кошки и ее движениям жрецы предсказывали погоду, разливы Нила, виды на будущий урожай. Паломник, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, приносил в храм свои  остраженные  волосы или волосы своего ребенка. Волосы, которые высоко ценились в Египте, клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Верующий жертвовал серебро смотрителю священных кошек, который отрезал для них порцию рыбы.

После того, как в 380 году христианство стало официальной религией Римской империи, в которую тогда входил и Египет, культ Баст, а вместе с ним и культ кошек, был запрещён императорским указом.  Хотя кошки  остались для египтян любимыми домашними животными, они перестали быть объектами поклонения в храмах.

Покинем храм богини Баст и посмотрим, как относились египтяне к кошкам в повседневной жизни.
В Египет кошки были завезены как военный трофей из Нубии вместе с золотом, рабами и слоновой костью. Принято считать, что они была впервые приручены именно в Древнем Египте в течение 3-го тысячелетия до н.э: на росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 гг. до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что свидетельствует об их одомашнивании. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова «кот» и «кошка», датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как «минт» и «миу» ( по другой версии, «мант» и «мау»).


Кошка с котятами. 630 г. до н.э. или ранее

Египетские кошки были не только священными животными богини Баст, но и любимыми членами семьи. Тому, кого  уличали в убийстве кошки, карой была смертная казнь. Возницу, случайно задавившего кошку, насмерть забивали камнями. Греческий историк Диодор Сицилийский описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки законам  царя Птолемея XII, египетский солдат убил возчика. «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно.»


Эдвин Лонг. Посвящение Баст. 1888

Кошек  окружали заботой и вниманием. На улице люди почтительно уступали кошкам дорогу. При пожаре египтянин был обязан сначала вынести из дома кошку и лишь после этого тушить огонь. Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Похороны кошки проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя об утрате, брили головы и сбривали брови в знак траура. Траур длился семьдесят дней — время полной мумификации. Тело кошки бальзамировали, на ее морду накладывалась маска с ушками. Провожая кошку в загробный мир, рядом клали мышь, чтобы ей было чем развлечься и питаться в иной жизни. Мумию зашивали в льняной саван, заключали в саркофаг и хоронили в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Археологи до сих пор находят кошачьи некрополи с десятками тысяч захоронений, в музеях хранятся тысячи кошачьих мумий и саркофагов. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь в виде статуэтки или изображения на саркофаге. Многочисленные фигурки кошек можно увидеть на вазах, драгоценностях и посуде, найденных в гробницах.


Джон Рейнхард Вегелин. Похороны египетского кота.1886

Кошка была для египтян символом вечности, потому что во сне она лежит, свернувшись так, что голова и хвост соприкасаются. Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением Бога Солнца на колеснице по небесным рекам. Горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы. Символичным считалось и то, то кошка за свою жизнь рожает 28 котят — число дней в лунном месяце. Изображение кошки, окруженной котятами, служило амулетом для молодоженов, желающих завести много детей.


Эрвинг Лонг. Боги и их творцы. 1878

Бернар Брие в книге «Дикие кошки» пишет о том, что поклонение кошке в Египте в 525 г . до н.э. имело ужасные последствия. Предание гласит, что персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову  оригинальная мысль: по его приказу каждый солдат укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию.
Экспорт кошек был в Древнем Египте запрещен, но финикийские  контрабандисты вывозили животных и продавали их в странах Средиземноморья.


Фрагмент стеллы. XVIII династия, ок. 1450 г. до н.э.


Кошка, поедающая рыбу.  Копия настенной росписи в гробнице.


Остракон (черепок египетского сосуда) с росписью  «Кот и мышь»

«О, чудесная кошка, дарованная навеки»  гласит надпись на древнеегипетском обелиске в Небре. Искусство Древнего Египта подарило нам чудесные образы кошек, которые и сегодня поражают реалистичностью  и величием, точностью деталей и обобщением.  Египетские котопортреты — это  мастерские  изображения не просто животных, но высших существ, посредников  между человеком и божеством.


Фигура кошки из Мемфиса. Среднее царство, XII династия, ок.  1981–1802  гг. до н.э.

Фильм «Кошки Египта: от божества до убожества» (Бельгия, 2004 г.).

Цивилизация Древнего Египта внесла огромный вклад в развитие мировой культуры и искусства. Это связано с тем, что египетское искусство строго следовало определенной традиции и создало характерные и запоминающиеся образы: пирамиды, обелиски, сфинксы, крылатые диски, мумии, саркофаги, скульптуры, иероглифы, стилизованные рисунки. Для европейской архитектуры и искусства обращение к наследию древней цивилизации было столь же важным, как и усвоение элементов античной  культуры. Более того, Греция и Рим, опиравшиеся на древнеегипетскую культуру, стали посредниками для европейского восприятия Древнего Египта. Начиная с XVI в. в атмосфере увлечения античностью рос интерес  и к Египту.


Бронзовый кот. XXVI династия, ок. 600 года  до н.э.

В целом можно сказать, что «египетский стиль» формируют три важнейших источника: археологический, художественныйе и эзотерический, где Древний Египет предстает носителем универсального, тайного знания.
Первая волна европейской «египтомании», как ни странно, связана с античной Грецией, в которой Египет, в отличие от враждебной Персии, воспринимался как далекая страна мудрости и тайных знаний.
После походов Александра Македонского многие черты египетского искусства проникают в греческое, а оно уже передает их в своей интерпретации культуре Римской империи. Так, например, обелиски, возводимые в Египте парами перед входом в храмы и изначально связанные с солнечным культом, в Риме  становятся памятниками воинской доблести римских цезарей и частью языка римской классической архитектуры и декора.


Статуя кота. XXVI династия, 663-525  гг. до н.э.

После падения Рима образ Египта у средневековых европейцев связывается в основном с библейскими текстами, но как только наступает Новое время, в  искусстве снова появляются египетские мотивы.
Например, во Франции в эпоху Людовика XVI возникла живописная фаза рококо, для которой характерно использование египетских элементов в неегипетской манере. Элементы египетского декора присутствуют во внутреннем убранстве (покои королевы Марии Антуанетты в Версале и Фонтенбло) и мебели. Зал папирусов и Галерея ковров в Ватикане стали примером таких же тенденций в Италии, которые позднее обнаруживаются в Англии и Германии. В конце XVIII в. египетские темы и формы уже широко присутствовали в искусстве и архитектуре и даже стали объектом исследования (Катремер де Кьянси, «Какой была архитектура египтян, и что греки у нее позаимствовали», 1785).


Фонтан дю Пальмер. Париж, 1806

Нельзя забывать и о том, что египетскую символику широко использовали различные масонские ложи.
Французская революция 1789 года принесла новое отношение к египетской символике. Она должна была заменить старую, христианскую. Обелиск и пирамида стали одними из самых распространенных архитектурных сооружений.
Стратегический и научный интерес Наполеона к Египту, участие в египетском походе (1798-1799), археологической экспедиции под руководством Д.- В. Денона и издание «Описания Египта» (1802) определили особое внимание эпохи к культуре Египта.
В этот период наряду с римскими цитатами, египетские мотивы используются в архитектуре, декоре, живописи, скульптуре, в оформлении интерьеров, малых архитектурных формах. В украшении мебели повсеместно встречаются изображения сфинксов, пирамиды, пилоны, лотосы и иероглифы. Во Франции египетские мотивы стали частью патриотической символики. Они использовались при строительстве объектов для прославления Бонапарта (Париж «Фонтан Феллаха», «Фонтан Победы», «Фонтан Мира»). Уникальным примером «египтомании» является заказанный Наполеоном севрский «Египетский сервиз».
Научный интерес к Египту должен был укрепить государственную идеологию, показав Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. «Египтомания» эпохи Империи подтолкнула Францию к формированию египтологии как науки о древностях, важнейшей вехой которой стало эпохальное открытие Шампольона – дешифровка иероглифов (1822).


Древнеегипетская статуя кота


Теодор Дек, Франция. Керамический кот в египетском стиле.  Конец 19  в.

Следующий период «египтомании» приходится на эпоху модерна. В этот время египетский стиль применяется в строительстве самых разных по назначению зданий, Строгие монументальные формы используются во всех областях архитектуры и интерьера, египетские цитаты придают постройкам и интерьерам оригинальность и красочность.  Примером внесения египетских элементов в стиль «модерн» могут служить Египетские павильоны на Парижских выставках 1889 и 1900 гг. Сфрормировался стиль, названный «Ретурн д’ Эжипт» (Возвращение Египта). Интересно, что он широко использует  мотивы африканского искусства. Для модерна Египет  — не обломок Римской империи, а загадочная и экзотическая африканская страна.

Древнеегипетская статуя кота


Подставка для книг в стиле арт-деко, 1920-30-е гг.

Последний всплеск «егоптомании» связан с открытием гробницы фараона Тутанхамона в 1922 году.  Интерес к  раскопкам в Египте  был во многом инспирирован и далекими от искусства факторами. Египет обрел независимость, Османская империя распалась на множество государств, Восток перестал восприниматься как нечто культурномонолитное. Во-вторых, большую роль в «египтомании», да и в увлечении Востоком в целом, сыграли «Русские сезоны» в Париже с их ориенталистскими балетами. В-третьих, сама по себе ситуация  межвоенной Европы заставляла искать опору в чем-то древнем и неизменяемом. Ну и наконец, приближалось то время, которое в 1932 году будет охарактеризовано фразой «Что же дальше, маленький человек». В Европе становилось холодно, хотелось спрятаться в Египет, в Китай, как Пуччини в его последней опере «Турандот», в «бананово-лимонный Сингапур». Именно поэтому египетский стиль прочно укоренился в арт-деко, использовался в мебели, ювелирных украшениях, в одежде, отразился на искусстве книжной иллюстрации и театральных декорациях. В моде были геометрические стрижки, напоминющие  египетские  парики, подведенные глаза, худоба, смуглый цвет кожи. Модницы даже принимали ванны с йодом, чтобы жемчуга на темной коже выглядели особенно шикарно.


Древнеегипетская статуя кота


Бывшая табачная  фабрика Каррерас в стиле арт-деко, Лондон, 1920-е гг. 

Не обошла египтомания и Россию.  Россия познакомилась с Египтом через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с Петровской эпохи), а затем  выработала собственную интерпретацию египетского стиля.


Древнеегипетская статуя кота, XXVI династия, 664-525 гг. до н.э. 


Сфинксы в саду Горного института в Санкт-Петербурге, 1810-е гг.

Сведения о Древнем Египте попали на Русь  вместе с принятием христианства и появлением письменности. Они  содержались в Библии, агиографической литературе, апокрифах, средневековом романе «Александрия», «хождениях» — средневековом жанре паломнической литературы. Источником служили также сочинения античных историков (Геродота, Иосифа Флавия, Плутарха) и византийские хроники.


Древнеегипетская статуя кота, XXVI династия  ок.  664 — 525  гг. до н.э.


Вьездные чугунные ворота усадьбы «Кузьминки» в Москве, середина 19 в.

Первые объекты, в которых встречаются египетские формы и мотивы, появляются в русском искусстве в петровскую эпоху, в русле общего усвоения европейского художественного опыта. Превращение России в империю и возведение Петербурга вызвало подлинный всплеск в развитии архитектуры. Именно тогда в ней и появляются элементы, восходящие к египетской архитектуре: пирамиды и обелиски. Одна из первых пирамид, построенных в России, — это фонтан в первой императорской загородной резиденции Петергофе (арх. Н. Микетти, 1721).

Древнеегипетская статуя кота. Эпоха Птолемеев, 311–30  гг. до н.э.


Египетский мостик в  Санкт-Петербурге, 1826

Распространению элементов египетской культуры и появлению стилизаций чрезвычайно способствовало русское масонство. В масонской символике важное место занимала пара Осирис и Исида, изображение и описание которых становится особенно частым. Египетские элементы стали появляться в декоре зданий наряду с масонскими символами.
Создание Академии художеств (1757) поставило изучение истории искусства и архитектуры на серьезную основу. Для процесса обучения в Россию доставляются копии произведений античности, в том числе сделанные с египетских подлинников. Появляются фигуры сфинксов, которые в последние десятилетия XVIII в. стали
устанавливаться в Петербурге и пригородах. Сфинксы предстают мифическими существами женского рода, а не мужского, как это было в Древнем Египте. Одни из первых в России фигуры сфинксов появились перед Строгановским дворцом на Полюстровской набережной (1794-1796, арх. А. Н. Воронихин) и перед загородной дачей князя А. А. Безбородко.


Древнеегипетская статуя кота, ХXVI  династия, 663-525 гг. до н.э.


Египетский сфинкс, перевезенный в Петербург в 1839 году

Пирамида, строившаяся в древности как гробница фараона, превращается в Европе XVIII в., а затем и в России, в элемент садово-парковой архитектуры, осмысленный как Храм Хроноса – времени и вечности. Египетская тематика используется в русле общих тенденций эпохи при оформлении усадеб (Египетский вестибюль в Архангельском). В Останкинском дворце графа Шереметева «египетские фигуры» украшают портал «Голубого зала», а «Египетский павильон» (арх. В. Бренна) украшают сфинксы.
Обелиски по европейской традиции стали возводиться в честь военных побед и выдающихся полководцев. Кагульский обелиск (1771-1772 арх. А. Ринальди) был первым памятником воинской славы в Царском Селе. По проекту арх. В. Бренны на Марсовом поле был возведен обелиск «Румянцева победам» (1799).


Одна из шестисот кошачьих статуй, найденных в храме Баст в Александрии.

В эпоху модерна возникает качественно новое использование основных египетских символов, основанное на развитии египтологии. Философия В. Соловьева оказала решающее влияние на широкое использование в живописи египетских символов, в первую очередь образа пирамиды.
В мистическом видении, явившемуся ему в Египте, Соловьев увидел божественную основу мира, что затем широко отразились в поэзии (лирика К. Бальмонта, В. Брюсова, Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Кузмина, И. Бунина).
К мировоззрению древних египтян и их искусству проявил пристальный интерес и религиозный философ и писатель В. Розанов (1856-1919). Его позиция во многом противоположна концепции В. Соловьева. Религия египтян предстает в его изложении живой, полнокровной, побеждающей смерть. Розанов пытался понять глубину содержания традиционных для египетской культуры символов и образов (иероглифов, Исиды, Осириса, скарабея, пирамиды, лотоса и др.).


Древнеегипетская терракотовая статуэтка кошки.
Эпоха Птолемеев, 305-30  гг. до н.э.

Одной из примет российской «египтомании»  стало возвращение к образу Клеопатры после «Египетских ночей» Пушкина. Было ли это предчувствием распада империи (а ведь судьба Клеопатры — это еще и иллюстрация к триумфу и трагедии Рима), или нет, мы достоверно сказать не можем, но мотив судьбы Клеопатры в эпоху русского модерна получил дальнейшее развитие и новую интерпретацию в живописи и в балетном спектакле.  К трактовке ее личности и судьбы обращались выдающиеся мастера из разных  сфер  искусства (М. Врубель, М. Фокин, И. Рубинштейн и др.).


Древнеегипетская  статуэтка кошки


Современное украшение в египетском стиле от Марка Лорена

В мае 1912 г. было открыто здание Пушкинского музея на Волхонке, построенного по проекту архитектора М.  Клейна. Парадный вход и зал для египетской коллекции оформлен им в соответствующем стиле. В 1913-1914 году архитектором А. Чернышовым был перестроен в египетском стиле даже Красноярский краеведческий музей.
1917 год принес с собой новые виды искусства и новые формы, среди которых, как и в эпоху Французской революции, оказались не забыты обелиск и пирамида. Но это уже совсем другая история, мы же вернемся к нашим котам… к тем самым котам, которые в древности были посланцами богов и  до сих пор помнят об этом!


Лесли Энн Айвори, Великобритания. Египетский кот. Конец 20 в.

ПродолженIе будетъ!

Нажми, чтобы прочитать!

   

marinagra.livejournal.com

Египетская мау, фото египетской мау

Точное происхождение египетских мау достоверно не известно. Их часто называют потомками диких африканских кошек – объекта поклонения в религиозной культуре Древнего Египта.

ЖЖ/tessochka

Изображения представителей этой породы кошек встречаются в многочисленных фрагментах настенной живописи, возраст которых превышает тридцать столетий. Примечательно, что за это время внешность египетских мау практически не изменилась. На древнеегипетском языке «мау» означает «кошка».

ЖЖ/tessochka

Согласно данным, опубликованным известной заводчицей египетских мау Ингрид Баур, порода впервые появилась в Европе в 1953 году, когда по просьбе российской княгини Натальи Трубецкой и при содействии сирийского посла из Каира в Рим были привезены три представителя этой породы. Княгиня, страстно увлекавшаяся этой породой кошек, занялась ее разведением, зарегистрировав в итальянской ассоциации любителей кошек и представив на выставке в том же году.

ЖЖ/tessochka

В 1956 году княгиня Трубецкая переехала в США, захватив с собой египетских мау различных окрасов, выведенных в ее питомнике, а также несколько кошек из Египта. Американские фелинологи начали кропотливую работу по восстановлению и сохранению чистоты породы.

ЖЖ/tessochka

Заводчики изучали настенные рисунки с изображениями древних кошек, описания в литературных источниках, исследовали мумии, в результате чего до мельчайших подробностей был воссоздан внешний вид кошки Древнего Египта.

ЖЖ/tessochka

Чтобы вывести египетскую мау в ее первоначальном виде, американские фелинологи привезли из Северной Африки несколько особей «дикого» типа с необходимым окрасом. Благодаря интенсивному отбору, работа по выведению египетских мау, максимально приближенных к облику своих предков, увенчалась успехом. В 1977 году порода была официально зарегистрирована в CFA и в 1992 году в FIFe.

ЖЖ/tessochka

Египетские мау обычно имеют плотное, мускулистое телосложение, но при этом достаточно стройны и элегантны. Задние ноги мау длиннее, чем передние, а уникальная складка кожи под животом, как у гепарда, обеспечивает большую гибкость и длину шага, делая их самыми быстрыми из домашних кошек. Некоторые особи могут развивать скорость до 48 км/час.

ЖЖ/tessochka

Визитная карточка египетских мау – «скарабей» — узоры, по форме напоминающие букву «М» над глазами и «W» по линии ушей в направлении затылка. Еще одним украшением мау является так называемый «макияж богини» — две идущие по скулам линии, изящно подчеркивающие большие глаза миндалевидной формы. Уши достаточно крупные, иногда с кисточками, с широким основанием и слегка заостренными кончиками, поставлены широко друг от друга. Ушные раковины полупрозрачные, с розовым оттенком.

ЖЖ/tessochka

Основной внешний признак мау – их окрас. Множество пятен различной формы и размеров беспорядочно разбросаны по всему телу, на шее выделяются темные незамкнутые кольца – ожерелья, вдоль спины – удлиненные пятнышки правильной формы, идущие до кончика хвоста с темным пятном. Стандартом описывается их три основных окраса — серебристый, дымчатый и бронзовый.

ЖЖ/tessochka

Кошки этой редкой породы очень активны и общительны, обладают мелодичным голосом, живо интересуются всем происходящим в доме.

Другие, не менее удивительные породы кошек с фотографиями, ждут вас на отдельной странице !

www.zoopicture.ru

Египетская Мау порода кошек, фото. TopCat

История породы

Египетскую мау по праву называют кошкой-легендой. Местом возникновения данной породы, как явствует из ее названия, является Египет, и даже само слово «мау» на языке древних египтян означало «кошка». Именно к этому названию восходят и звуковые сочетания, которыми в разных языках обозначают звуки, издаваемые кошкой – то, что по-русски звучит, как «мяу». Египетская мау считается самой древней породой кошек: ее представители являются прямыми потомками первых кошачьих, прирученных человеком. Это была дикая африканская кошка Felislybicaornata, потомки которой – нубийские кошки — жили в Египте на протяжении многих веков, при этом они обожествлялись и всячески охранялись. Согласно легенде, люди полюбили этих животных за то, что они начали уничтожать докучавших человеку мышей и змей, потому-то они со временем и стали обитателями жилищ египтян. Изображения стройной кошки тигрового или пятнистого окраса можно увидеть на рисунках и статуях, обнаруженных в ходе раскопок в Египте. Некоторые из них насчитывают 5 000 лет! Однако это – дикие кошки, а вот первые изображения любимцев домашних датируются II веком нашей эры. Общеизвестно, что в Древнем Египте кошек связывали с различными богами, в том числе, центральное божество египетского пантеона – бог солнца Ра — иногда именуется «великим котом». Однако еще более тесно кошка была связана с богиней луны и плодородия Бастет (Баста, Бубастет), которую даже изображали либо целиком в виде кошки, либо с кошачьей головой – кстати, считалось, что Бастет является родной сестрой Ра. Жрецы уверяли, что королева ночи кошка напрямую связана с солнцем: чем выше восходит дневное светило, тем уже делаются кошачьи зрачки, чем ниже оно садится, тем зрачки становятся шире. А как только солнце уходит за горизонт, глаза кошки превращаются в крошечные солнца… Считая кошку священным животным, египтяне оберегали и защищали ее: например, именно ее принято было первой выносить из охваченного пожаром дома. А если любимица египтянина умирала, он в знак скорби сбривал себе брови; человека же, виновного в гибели кошки, могли даже приговорить к смерти. В конце XIX века близ древнейшего поселения Бени-Хасан египтологи обнаружили уникальное захоронение – «кошачье кладбище», где в украшенных драгоценностями саркофагах покоились останки 180 тысяч кошек. Тела грациозных красавиц были подвергнуты мумифицированию подобно телам фараонов и потому сохранились так хорошо, что ученые смогли подробно разглядеть не только строение животных, но и особенности их шерстного покрова.

Современная история египетских мау начинается после Второй мировой войны. К тому времени имеющая тысячелетнюю историю порода была практически полностью утрачена, но итальянские, французские и швейцарские заводчики решили заняться ее восстановлением. Однако так сложилось, что к возрождению египетских мау ведет «русский след»: княгиня (по другим источникам – княжна) Наталия Трубецкая, эмигрировавшая в Италию, в 1953 году получила подарок от одного знатного человека из Каира несколько кошек. Их происхождение точно неизвестно, но это точно были египетские животные — уже не юный 11-летний черный кот Грегорио, серебристая кошечка Лилу и дымчатый кот Геппа. Тогда же, в 1953 году, появились первые котята, и о первом помете г-жа Трубецкая оповестила итальянский филиал FIFe. Впервые великолепные египетские мау нового поколения были представлены на выставке в Риме в 1955 году. Тремя годами позже Трубецкая эмигрировала в США и, естественно, взяла с собой любимых мау — серебристую кошку по кличке Баба, а также ее дочку Лизу и котенка бронзовой масти по имении Жожо. В Америке Наталия основала питомник «Фатима», где и занялась выведением новой породы, основательницами которой стали привезенные из Египта кошки. Первоначально для участия в выставках были признаны три окраса кошек этой породы: серебро, бронза и дым. Черных мау Трубецкая использовала только для бридинга, в выставках они не участвовали. Первой фелинологической системой, сделавшей официальное признание египетских мау, была Ассоциация любителей кошек (CFA), а первый стандарт породы был разработан в 1988 году специалистами Международной ассоциации любителей кошек (TICA). FIFe признала породу только в 1992 году, хотя в конце 50-х годов XX века ее разведением занялись и другие европейские заводчики. Что касается американских заводчиков, в руках которых, по сути, оказалась судьба породы, то они с самого начала стремились воспроизвести ее как можно точнее, максимально приблизить облик современных мау к изображениям кошек Древнего Египта. Всех животных, которые являются потомками кошек, выведенных в питомнике «Фатима», называют «традиционной оригинальной линией». Существуют также «индийская» линия, произошедшая от аборигенных кошек индийского происхождения, а также «египетская», основу которой составляют животные, взятые прямо с улиц Каира. В Европу египетские мау вновь вернулись в конце 80-х годов XX века, однако по сей день эта порода является относительно редкой для Старого Света. В России первые египетские мау появились в 2010 году.

Внешний вид

Кошка среднего размера и среднего формата (типа абиссинской), ее вес составляет 2,5 – 5 кг. Несмотря на происхождение, тело мау не имеет типичного восточного строения – оно более мускулистое. Уникальный и наиболее характерный признак этой породы – пятнистый (табби) окрас шерсти.

Голова: Клиновидная, со слегка закругленными, сглаженными, плавно перетекающими друг в друга контурами и без плоских поверхностей. Лоб слегка закруглен, с пятном в виде буквы «М». Плавный переход ото лба к мордочке, с легким изгибом. Нос расположен немного под углом относительно лба, длина носа не превышает ширину. Щеки полные только у взрослых самцов. Скулы высокие. Подбородок маленький, сильный. Мордочка не должна быть ни короткой, ни заостренной – скорее, округло-клиновидная.

Глаза: Большие, открытые, выразительные, своеобразной формы – между круглой и миндалевидной, не восточного типа, широко расставленные, слегка раскосые. Цвет – светло-зеленый (цвет молодого крыжовника). У молодых кошек допускается янтарный цвет, в возрасте от 8 до 18 месяцев происходит перецветание. Характерный взгляд, который можно назвать «изумленным».

Уши: От средних до больше среднего, широко расставленные, широкие у основания, стоячие, чуть отклоненные вперед («настороженные») и умеренно заостренные. С внутренней стороны ушная раковина опушена коротким, лежащим волосом. Желательно наличие рысьих кисточек.

Шея: Короткая, широкая, мускулистая и выгнутая.

Тело: Среднего размера, средней длины, мускулистое. Плечи широкие и угловатые. Костяк крепкий. На животе имеется свободная складка кожи, которая позволяет сделать шаг мау более свободным, что и обеспечивает высокую подвижность кошек этой породы.

Ноги: Средней длины, мускулистые. Задние длиннее передних. Шерсть на ногах часто с кольцами или полосами.

Лапы: Маленькие, слегка овальные, с вытянутыми пальцами.

Шерсть: Тонкая, короткая, шелковистая, имеет высокие защитные качества, плотно прилегает к телу.Хвост: Средней длины, широкий у основания, постепенно суживающийся кончику. Кончик темный.

Окрасы: Пятнистый (табби). Пятна темные, они должны иметь круглую, но не обязательно одинаковую по форме и
размеру форму, но при этом должны равномерно распределяться на туловище и животе. На ногах мау имеют полоски, на хвосте кольца, на верхней части груди мех располагается в виде ожерелья. На щеках, груди и ногах пятна, а на лбу кошки – это тоже характерный признак породы – расположено темное пятно, напоминающее букву «М», а на уровне ушей по направлению к затылку – пятно в виде буквы «W» (так называемый «скарабей»).
Признанные окрасы: серебристый (оловянный): черные четкие пятна, фоновый окрас бледно-серебристый; мочка носа кирпично-красная, подушечки лап черные; бронзовый: пятна темно-коричневые, фоновый окрас светло-коричневый, мочка носа кирпично-красная; дымчатый: пятна иссиня-черные, фоновый окрас дымчато-серый;
нос и подушечки лап черные. Имеется тикинг, как минимум, две полоски на остевых волосках. В возрасте 2-5 месяцев котята зачастую покрываются «фазингом» (fuzzy «запушенный», «неясный»), что временно придает им запущенный и неряшливый вид. Котенок в этот период покрывается волосками более длинными, чем основные волосы шерсти.

Недостатки: Круглая или маленькая голова; уши непредусмотренного размера – слишком большие или слишком маленькие; полные щеки, за исключением взрослых самцов; квадратная, чересчур заостренная или чересчур короткая мордочка; слабый подбородок;массивный или восточный костяк; маленькие, круглые или восточного типа глаза янтарного (оранжевого) цвета для кошек старше 18 месяцев; отсутствие зеленого ободка в цвете глаз после 7 месяцев; длинная, слишком, «набитая», как у британской породы, шерсть; соприкасающиеся пятна, неразорванные ожерелья.ной его покров, и теряет яркость окраса. Это закономерное явление, нормальное для данной породы, которое полностью пройдет к полугодовалому возрасту.

Дисквалификация на выставках: Белый медальон или пятна белого цвета; неправильный цвет глаз; отсутствие тикинга при серебряном и бронзовом окрасах и, наоборот, наличие тикинга при дымчатом окрасе.

Дисквалификация всех пород: Ампутированные когти, крипторхизм, глухота, любые выраженные костные деформации.

Особенности и характер

Египетская мау — живая, игривая, уравновешенная кошка, неагрессивная и не нервная. Она дружелюбна, общительна, очень нежна с хозяином, легко контактирует с другими кошками, а вот к посторонним людям может проявлять сдержанность. Обладает хорошей памятью, сообразительна, поэтому хорошо обучаема. Чистоплотна. Не любит волнения и суеты. Легко адаптируется к жизни в квартире, но одиночество переносит плохо. Любит двигаться, охотиться, нуждается в прогулках и довольно быстро привыкает к поводку.

Содержание и уход

Это самая быстроногая из домашних кошек: она способная развивать скорость до 58 км/час. Конечно, хорошо бы дать возможность столь «спортивному» животному поддерживать такие способности, тем более что мау обладают повышенным аппетитом и при малоподвижном образе жизни легко могут потерять форму. Игры с со всевозможными игрушками, махалками и т.д. – это для них. Любят они и воду, спокойно позволяют себя купать. В целом же уход за такой кошкой несложен – по существу, он выражается в еженедельном расчесывании шерстки.

Кормление

Мау любят вкусно покушать, поэтому их следует кормить высококачественной пищей и следить за тем, чтобы кошка не переедала.

Селекция

Допустимые скрещивания: нет (закрытая порода)

Породы, созданные при участии Египетских мау

Другие и устаревшие названия породы

Неофициальное (сленговое) название породы на русском языке

мау

ru.top-cat.org

Котоальманах «Коты через века». Выпуск «Египетский кот».

Авторы котоальманаха «Коты через века» alise84, dhyul, marinagra, archigenova, ekolovrat предлагают вашему вниманию  выпуск, посвященный египетскому коту, и желают вам, друзья, приятного чтения! Котоальманах можно полистать ЗДЕСЬ.

Путешествуя по странам и континентам, мы с вами видели, как любят кошек в Японии и в России, в Англии и во Франции, как вдохновляют кошачьи образы художников и поэтов всего мира. Однако нигде и никогда почитание кошек не было столь глубоким и безусловным, как в Древнем Египте. Почему египтяне обожествляли кошек и поклонялись им?

Религиозные воззрения древних египтян — это та сторона древнеегипетской истории, которая, похоже, больше всего интересует современного человека. Ментальность современной Европы выросла из верований и мировоззрения совсем других культур Древнего мира – с одной стороны, иудейской, с другой – греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение, – явление абсолютно уникальное.


Дикий кот. Фрагмент  сцены охоты.
Гробница Небамун,  Фивы, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.


Сцена охоты на птиц, фрагмент.
Гробница Менны, Новое царство, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.

Уникально оно, в том числе, и своим зооморфизмом. Обожествление сил природы, животных и растений достигло в Египте уровня, не сопоставимого ни с одной другой древней культурой. Яркие зооморфные образы, созданные египетскими художниками, поражают даже больше, чем демоны Шумера и Вавилона.
Удивительно и то, что художественная яркость и фантастичность образов египетских богов достигаются при использовании минимума фантастических средств, в отличие от тех же Шумера и Вавилона, и это  одна из отличительных черт египетских верований.

Дикая кошка в зарослях папируса. Роспись из некрополя  Бени-Хасан. Среднее царство, ок. 20 в.до н.э.

Вторая важная черта религиозной системы Древнего Египта – ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древнейших культов.
В-третьих, говоря о религии Древнего Египта, нельзя не заметить, что она весьма символична, и ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Изучая древнеегипетские верования, мы постоянно сталкиваемся с одной стороны с отголосками далекого прошлого древних египтян, а с другой – с достаточно высоким уровнем абстракции, присущим религии общества, имеющего письменность, литературу и искусство.


Бронзовая голова кошки. XXV-XXX династии, 716-311 гг. до  н.э.

Географическая среда, в которой жили египтяне, фауна, игравшая многообразную роль в их жизни, были существенным фактором возникновения конкретных форм египетского тотемизма и его последующего превращения в культ животных. Так, например, скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота: во времена Первой династии существовал культ быка Аписа. Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека, который возникал в местах, изобилующих этими животными.


И наконец, очень широко был распространен  культ кошки. Древний Египет являлся преимущественно аграрной страной, а к тому времени человек научился выращивать достаточно зерна, чтобы запасать его впрок. Крысы и мыши наносили большой урон запасам зерна, а кошки, уничтожая грызунов,  помогали сберечь урожай. Кроме того, кошки устраняли такую смертельную опасность, как заползающие в жилища ядовитые змеи.

Голова кошки. XXVI-XXXI династии, 666–44 г. до н.э.

Голова богини Баст. XXVI династиия. Ок. 600 г. до н.э.

Кот считался у египтян одним из воплощений бога Солнца Ра — одного из важнейших богов египетского пантеона. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых», Ра выступает как «великий кот»: он сражается со змеем Ими-Ухенеф. В надписях из гробниц царей XIX и XX династий восхваляется царственный Ра и приводится следующая поэтическая устойчивая формула: «Ты — великий кот, мститель богов».


Рисунок на папирусе из 17-й главы «Книги мертвых». Солнечный бог Ра убивает змея Ими-Ухенеф под деревом ишед  — священной сикиморой Гелиополя.

Культ кошек сложился в древний период египетской истории (Вторая династия, около 2 800 лет до н.э.) и продолжался до 1 века до н.э. Древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии (14 в. до н. э): сохранился кошачий саркофаг, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса. Около 2 500  лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династий встречаются символы, обозначающие кошек.

Бронзовая статуя  Баст. XXI-XXIII  династии, ок. 1069-702  гг. до н. э.
Бронзовая фигура богини Баст. Эпоха Птолемеев, ок.  311-30  гг. до н. э.

Религиозным центром поклонения кошкам был город Пер-Бастет (греки называли его  Бубастис) на востоке дельты Нила, где, по свидетельству греческого историка Геродота, находился прекрасный храм, посвящённый богине Баст, дочери бога Солнца Ра и богини Луны  Хатхор.
Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, защиты от заразных болезней и злых духов. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, Баст изображали в виде львицы, позднее — в виде  женщины с кошачьей головой. Считается также, что Баст имеет два воплощения: женщина с кошачьей головой — добрая сущность,  с львиной — агрессивная.


Бронзовая статуя Баст. 600-300 гг. до н.э.

Атрибутом Баст был музыкальный инструмент систр — трещотка, состоящая  из рамки с металлическими подвижными стержнями.  Часто котоголовая богиня изображается с систром в руках, а у её ног играют четыре котёнка. Расцвет культа Баст (и культа кошек)  относится к XXII династии Бубастидов  (10 — 8 века до н. э), когда фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл Пер-Бастет до статуса столицы.


Львиноподобная богиня Бастет-Уаджит

В главном святилище города  возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних праздников статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Люди со всех уголков Египта стекались к месту паломничества, даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Баст. Хотя приведённую Геродотом цифру в 700 тысяч празднующих историки считают преувеличенной, празднество, вероятно, было очень значительным. Даже в самых маленьких деревнях имелся храм Баст, в котором жила священная кошка.


Саркофаг  Та-миу, кошки принца Тутмоса. Известняк,  высота 64 см
14 в. до н.э. Новое церство,  XVIII династия,  правление Аменхотепа III.

Священными кошками самой Баст были животные черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ профессии.
Баст, защитнице дома, семьи, женщин и детей, посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни».



Кошачьи мумии. Египетский музей, Турин

При храме Баст в Бубастисе разводили священных кошек, и именно там сохранилось наибольшее количество кошачьих мумий. Животных приносили в жертву богине, их тела мумифицировали и продавали паломникам как реликвии. Только жрецы могли приносить в жертву кошек! Остальным египтянам грозила за это смертная казнь. Паломники покупали мумии кошек и преподносили их жрецам и жрицам Баст, которые погребали их в специальных камерах. По всей видимости, в загробном мире кошки должны были передать богине просьбы паломников — об удачном браке, о рождении ребенка, выздоровлении родственника.



Кошачьи саркофаги. Египетский музей, Турин

Статуэтки и «кошачьи» амулеты должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.


Аметистовый амулет эпохи Птолемеев, 311-44 вв. до н.э.

Кошки жили при храмах, их кормили  самой лучшей пищей, специально для них разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Кошкам служили особые жрецы, уход за ними считался почетным делом, переходящим от отца к сыну. Жрецы ждали, когда богиня через посредничество кошек что-то сообщит им, чтобы потом истолковать это сообщение. По состоянию значков кошки и ее движениям жрецы предсказывали погоду, разливы Нила, виды на будущий урожай. Паломник, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, приносил в храм свои  остраженные  волосы или волосы своего ребенка. Волосы, которые высоко ценились в Египте, клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Верующий жертвовал серебро смотрителю священных кошек, который отрезал для них порцию рыбы.

После того, как в 380 году христианство стало официальной религией Римской империи, в которую тогда входил и Египет, культ Баст, а вместе с ним и культ кошек, был запрещён императорским указом.  Хотя кошки  остались для египтян любимыми домашними животными, они перестали быть объектами поклонения в храмах.

Покинем храм богини Баст и посмотрим, как относились египтяне к кошкам в повседневной жизни.
В Египет кошки были завезены как военный трофей из Нубии вместе с золотом, рабами и слоновой костью. Принято считать, что они была впервые приручены именно в Древнем Египте в течение 3-го тысячелетия до н.э: на росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 гг. до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что свидетельствует об их одомашнивании. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова «кот» и «кошка», датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как «минт» и «миу» ( по другой версии, «мант» и «мау»).


Кошка с котятами. 630 г. до н.э. или ранее

Египетские кошки были не только священными животными богини Баст, но и любимыми членами семьи. Тому, кого  уличали в убийстве кошки, карой была смертная казнь. Возницу, случайно задавившего кошку, насмерть забивали камнями. Греческий историк Диодор Сицилийский описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки законам  царя Птолемея XII, египетский солдат убил возчика. «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно.»


Эдвин Лонг. Посвящение Баст. 1888

Кошек  окружали заботой и вниманием. На улице люди почтительно уступали кошкам дорогу. При пожаре египтянин был обязан сначала вынести из дома кошку и лишь после этого тушить огонь. Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Похороны кошки проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя об утрате, брили головы и сбривали брови в знак траура. Траур длился семьдесят дней — время полной мумификации. Тело кошки бальзамировали, на ее морду накладывалась маска с ушками. Провожая кошку в загробный мир, рядом клали мышь, чтобы ей было чем развлечься и питаться в иной жизни. Мумию зашивали в льняной саван, заключали в саркофаг и хоронили в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Археологи до сих пор находят кошачьи некрополи с десятками тысяч захоронений, в музеях хранятся тысячи кошачьих мумий и саркофагов. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь в виде статуэтки или изображения на саркофаге. Многочисленные фигурки кошек можно увидеть на вазах, драгоценностях и посуде, найденных в гробницах.


Джон Рейнхард Вегелин. Похороны египетского кота.1886

Кошка была для египтян символом вечности, потому что во сне она лежит, свернувшись так, что голова и хвост соприкасаются. Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением Бога Солнца на колеснице по небесным рекам. Горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы. Символичным считалось и то, то кошка за свою жизнь рожает 28 котят — число дней в лунном месяце. Изображение кошки, окруженной котятами, служило амулетом для молодоженов, желающих завести много детей.


Эрвинг Лонг. Боги и их творцы. 1878

Бернар Брие в книге «Дикие кошки» пишет о том, что поклонение кошке в Египте в 525 г . до н.э. имело ужасные последствия. Предание гласит, что персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову  оригинальная мысль: по его приказу каждый солдат укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию.
Экспорт кошек был в Древнем Египте запрещен, но финикийские  контрабандисты вывозили животных и продавали их в странах Средиземноморья.


Фрагмент стеллы. XVIII династия, ок. 1450 г. до н.э.


Кошка, поедающая рыбу.  Копия настенной росписи в гробнице.


Остракон (черепок египетского сосуда) с росписью  «Кот и мышь»

«О, чудесная кошка, дарованная навеки»  гласит надпись на древнеегипетском обелиске в Небре. Искусство Древнего Египта подарило нам чудесные образы кошек, которые и сегодня поражают реалистичностью  и величием, точностью деталей и обобщением.  Египетские котопортреты — это  мастерские  изображения не просто животных, но высших существ, посредников  между человеком и божеством.


Фигура кошки из Мемфиса. Среднее царство, XII династия, ок.  1981–1802  гг. до н.э.

Фильм «Кошки Египта: от божества до убожества» (Бельгия, 2004 г.).

Цивилизация Древнего Египта внесла огромный вклад в развитие мировой культуры и искусства. Это связано с тем, что египетское искусство строго следовало определенной традиции и создало характерные и запоминающиеся образы: пирамиды, обелиски, сфинксы, крылатые диски, мумии, саркофаги, скульптуры, иероглифы, стилизованные рисунки. Для европейской архитектуры и искусства обращение к наследию древней цивилизации было столь же важным, как и усвоение элементов античной  культуры. Более того, Греция и Рим, опиравшиеся на древнеегипетскую культуру, стали посредниками для европейского восприятия Древнего Египта. Начиная с XVI в. в атмосфере увлечения античностью рос интерес  и к Египту.


Бронзовый кот. XXVI династия, ок. 600 года  до н.э.

В целом можно сказать, что «египетский стиль» формируют три важнейших источника: археологический, художественныйе и эзотерический, где Древний Египет предстает носителем универсального, тайного знания.
Первая волна европейской «египтомании», как ни странно, связана с античной Грецией, в которой Египет, в отличие от враждебной Персии, воспринимался как далекая страна мудрости и тайных знаний.
После походов Александра Македонского многие черты египетского искусства проникают в греческое, а оно уже передает их в своей интерпретации культуре Римской империи. Так, например, обелиски, возводимые в Египте парами перед входом в храмы и изначально связанные с солнечным культом, в Риме  становятся памятниками воинской доблести римских цезарей и частью языка римской классической архитектуры и декора.


Статуя кота. XXVI династия, 663-525  гг. до н.э.

После падения Рима образ Египта у средневековых европейцев связывается в основном с библейскими текстами, но как только наступает Новое время, в  искусстве снова появляются египетские мотивы.
Например, во Франции в эпоху Людовика XVI возникла живописная фаза рококо, для которой характерно использование египетских элементов в неегипетской манере. Элементы египетского декора присутствуют во внутреннем убранстве (покои королевы Марии Антуанетты в Версале и Фонтенбло) и мебели. Зал папирусов и Галерея ковров в Ватикане стали примером таких же тенденций в Италии, которые позднее обнаруживаются в Англии и Германии. В конце XVIII в. египетские темы и формы уже широко присутствовали в искусстве и архитектуре и даже стали объектом исследования (Катремер де Кьянси, «Какой была архитектура египтян, и что греки у нее позаимствовали», 1785).


Фонтан дю Пальмер. Париж, 1806

Нельзя забывать и о том, что египетскую символику широко использовали различные масонские ложи.
Французская революция 1789 года принесла новое отношение к египетской символике. Она должна была заменить старую, христианскую. Обелиск и пирамида стали одними из самых распространенных архитектурных сооружений.
Стратегический и научный интерес Наполеона к Египту, участие в египетском походе (1798-1799), археологической экспедиции под руководством Д.- В. Денона и издание «Описания Египта» (1802) определили особое внимание эпохи к культуре Египта.
В этот период наряду с римскими цитатами, египетские мотивы используются в архитектуре, декоре, живописи, скульптуре, в оформлении интерьеров, малых архитектурных формах. В украшении мебели повсеместно встречаются изображения сфинксов, пирамиды, пилоны, лотосы и иероглифы. Во Франции египетские мотивы стали частью патриотической символики. Они использовались при строительстве объектов для прославления Бонапарта (Париж «Фонтан Феллаха», «Фонтан Победы», «Фонтан Мира»). Уникальным примером «египтомании» является заказанный Наполеоном севрский «Египетский сервиз».
Научный интерес к Египту должен был укрепить государственную идеологию, показав Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. «Египтомания» эпохи Империи подтолкнула Францию к формированию египтологии как науки о древностях, важнейшей вехой которой стало эпохальное открытие Шампольона – дешифровка иероглифов (1822).


Древнеегипетская статуя кота


Теодор Дек, Франция. Керамический кот в египетском стиле.  Конец 19  в.

Следующий период «египтомании» приходится на эпоху модерна. В этот время египетский стиль применяется в строительстве самых разных по назначению зданий, Строгие монументальные формы используются во всех областях архитектуры и интерьера, египетские цитаты придают постройкам и интерьерам оригинальность и красочность.  Примером внесения египетских элементов в стиль «модерн» могут служить Египетские павильоны на Парижских выставках 1889 и 1900 гг. Сфрормировался стиль, названный «Ретурн д’ Эжипт» (Возвращение Египта). Интересно, что он широко использует  мотивы африканского искусства. Для модерна Египет  — не обломок Римской империи, а загадочная и экзотическая африканская страна.

Древнеегипетская статуя кота


Подставка для книг в стиле арт-деко, 1920-30-е гг.

Последний всплеск «егоптомании» связан с открытием гробницы фараона Тутанхамона в 1922 году.  Интерес к  раскопкам в Египте  был во многом инспирирован и далекими от искусства факторами. Египет обрел независимость, Османская империя распалась на множество государств, Восток перестал восприниматься как нечто культурномонолитное. Во-вторых, большую роль в «египтомании», да и в увлечении Востоком в целом, сыграли «Русские сезоны» в Париже с их ориенталистскими балетами. В-третьих, сама по себе ситуация  межвоенной Европы заставляла искать опору в чем-то древнем и неизменяемом. Ну и наконец, приближалось то время, которое в 1932 году будет охарактеризовано фразой «Что же дальше, маленький человек». В Европе становилось холодно, хотелось спрятаться в Египет, в Китай, как Пуччини в его последней опере «Турандот», в «бананово-лимонный Сингапур». Именно поэтому египетский стиль прочно укоренился в арт-деко, использовался в мебели, ювелирных украшениях, в одежде, отразился на искусстве книжной иллюстрации и театральных декорациях. В моде были геометрические стрижки, напоминющие  египетские  парики, подведенные глаза, худоба, смуглый цвет кожи. Модницы даже принимали ванны с йодом, чтобы жемчуга на темной коже выглядели особенно шикарно.


Древнеегипетская статуя кота


Бывшая табачная  фабрика Каррерас в стиле арт-деко, Лондон, 1920-е гг. 

Не обошла египтомания и Россию.  Россия познакомилась с Египтом через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с Петровской эпохи), а затем  выработала собственную интерпретацию египетского стиля.


Древнеегипетская статуя кота, XXVI династия, 664-525 гг. до н.э. 


Сфинксы в саду Горного института в Санкт-Петербурге, 1810-е гг.

Сведения о Древнем Египте попали на Русь  вместе с принятием христианства и появлением письменности. Они  содержались в Библии, агиографической литературе, апокрифах, средневековом романе «Александрия», «хождениях» — средневековом жанре паломнической литературы. Источником служили также сочинения античных историков (Геродота, Иосифа Флавия, Плутарха) и византийские хроники.


Древнеегипетская статуя кота, XXVI династия  ок.  664 — 525  гг. до н.э.


Вьездные чугунные ворота усадьбы «Кузьминки» в Москве, середина 19 в.

Первые объекты, в которых встречаются египетские формы и мотивы, появляются в русском искусстве в петровскую эпоху, в русле общего усвоения европейского художественного опыта. Превращение России в империю и возведение Петербурга вызвало подлинный всплеск в развитии архитектуры. Именно тогда в ней и появляются элементы, восходящие к египетской архитектуре: пирамиды и обелиски. Одна из первых пирамид, построенных в России, — это фонтан в первой императорской загородной резиденции Петергофе (арх. Н. Микетти, 1721).

Древнеегипетская статуя кота. Эпоха Птолемеев, 311–30  гг. до н.э.


Египетский мостик в  Санкт-Петербурге, 1826

Распространению элементов египетской культуры и появлению стилизаций чрезвычайно способствовало русское масонство. В масонской символике важное место занимала пара Осирис и Исида, изображение и описание которых становится особенно частым. Египетские элементы стали появляться в декоре зданий наряду с масонскими символами.
Создание Академии художеств (1757) поставило изучение истории искусства и архитектуры на серьезную основу. Для процесса обучения в Россию доставляются копии произведений античности, в том числе сделанные с египетских подлинников. Появляются фигуры сфинксов, которые в последние десятилетия XVIII в. стали
устанавливаться в Петербурге и пригородах. Сфинксы предстают мифическими существами женского рода, а не мужского, как это было в Древнем Египте. Одни из первых в России фигуры сфинксов появились перед Строгановским дворцом на Полюстровской набережной (1794-1796, арх. А. Н. Воронихин) и перед загородной дачей князя А. А. Безбородко.


Древнеегипетская статуя кота, ХXVI  династия, 663-525 гг. до н.э.


Египетский сфинкс, перевезенный в Петербург в 1839 году

Пирамида, строившаяся в древности как гробница фараона, превращается в Европе XVIII в., а затем и в России, в элемент садово-парковой архитектуры, осмысленный как Храм Хроноса – времени и вечности. Египетская тематика используется в русле общих тенденций эпохи при оформлении усадеб (Египетский вестибюль в Архангельском). В Останкинском дворце графа Шереметева «египетские фигуры» украшают портал «Голубого зала», а «Египетский павильон» (арх. В. Бренна) украшают сфинксы.
Обелиски по европейской традиции стали возводиться в честь военных побед и выдающихся полководцев. Кагульский обелиск (1771-1772 арх. А. Ринальди) был первым памятником воинской славы в Царском Селе. По проекту арх. В. Бренны на Марсовом поле был возведен обелиск «Румянцева победам» (1799).


Одна из шестисот кошачьих статуй, найденных в храме Баст в Александрии.

В эпоху модерна возникает качественно новое использование основных египетских символов, основанное на развитии египтологии. Философия В. Соловьева оказала решающее влияние на широкое использование в живописи египетских символов, в первую очередь образа пирамиды.
В мистическом видении, явившемуся ему в Египте, Соловьев увидел божественную основу мира, что затем широко отразились в поэзии (лирика К. Бальмонта, В. Брюсова, Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Кузмина, И. Бунина).
К мировоззрению древних египтян и их искусству проявил пристальный интерес и религиозный философ и писатель В. Розанов (1856-1919). Его позиция во многом противоположна концепции В. Соловьева. Религия египтян предстает в его изложении живой, полнокровной, побеждающей смерть. Розанов пытался понять глубину содержания традиционных для египетской культуры символов и образов (иероглифов, Исиды, О

bellezza-storia.livejournal.com

Египетская мау. Фото египетской мау. Кошки породы египетская мау.

Египетская мау (англ. Egyptian Mau) — короткошёрстная порода кошек среднего размера с пятнистым окрасом. Пятна у них находятся не только на шерсти, но и на коже.

Название породы кошек «Египетская мау» само по себе уже звучит экзотически, вызывая ассоциации с древними пирамидами, старинными восточными городами, по улицам которых разгуливали эти животные. Давние хвостатые обитатели Египта и до сегодня сохранили свое название, ведь слово «мау» с древнеегипетского переводится как «кошка».

История породы кошек египетская мау

Именно в Древнем Египте впервые появились эти представители рода кошачьих примерно 4000 лет назад. Они считались там божествами, которым поклонялись. Для древних египтян кошка являлась олицетворением богини Бастет, покровительницы луны, плодородия и любви. В честь кошек сооружали храмы, а после смерти их тела мумифицировали. Об этом свидетельствуют раскопки кошачьего кладбища, где находились мумии 180 000 кошек, заключенные в серебряных и золотых саркофагах, декорированных драгоценными камнями. За убийство кошки предназначалось суровое наказание: виновного могли просто забросать камнями или казнить.

Первые работы художников, на которых изображены египетские мау, были созданы около 3000 лет назад. За это время их внешний вид кошек изменился.

Вверх: Египетская мау.

Развитие породы египетская мау

Новый виток развития египетских мау начался столетие назад. В то время французские, швейцарские и итальянские заводчики заинтересовались историей породы и занялись ее восстановлением. Много кошек погибло во время войны. Но порода возобновилась благодаря Наталии Трубецкой, русской княгине, которая в то время проживала в Италии. Она внесла записи о них в базу данных итальянской ассоциации FIFe и в 1953 году представила их на выставке. Эти животные вошли в «Египетскую линию».

В 1956 году княгиня эмигрировала в США, захватив с собой несколько питомцев. Так серебристые кошки Баба и Лиза и бронзовый кот Jojo стали основой ее американского питомника «Фатима». Через два года питомник был зарегистрирован официально, а кошки трех окрасов — серебристого, бронзового и дымчатого были допущены для участия в выставках.

В 60-е годы выведением данной египетской породы занялись чешские, испанские и венгерские специалисты. Но основной вклад в ее развитие внесли американские фелинологи, разработав специальную программу выведения кошек.

Основным ядром племенной популяции стали кошки из Северной Африки. В последующем осуществлялся подмес со схожих особей из других регионов, отбирая в каждом поколении кошек, которые наиболее соответствовали облику древнеегипетских кошек.

Египетскую мау признала в 1977 году CFA, а спустя 5 лет и FIFe. На подтверждение своего происхождения каждый представитель породы должен иметь соответствующую запись в племенной книге.

В 1980 году американкой Джин Милл было импортировано несколько кошек бронзового окраса из Индии. Они обладали хорошим здоровьем, имели блестящую пятнистую контрастную шерстку. Эти животные дали отличное потомство и стали основой формирования бенгальской породы. В 80-х годах TICA признала данную линию, она получила название индейской.

Через несколько лет основательница питомника «Rocat» привезла из Египта еще 13 котов, а в 90-х в питомник «Grandtrill» были завезены из Египта еще четыре кошки бронзового окраса, которые стали основой «Египетской линии», самой многочисленной на сегодняшний день. Последние коты был привезены в 1999 году во Францию из Каира и Дели. Они были неизвестного происхождения, но поспособствовали расширению генофонда породы.

В Европе египетские мау появились в 1988 году. Сегодня эта порода закрытая. Питомников, занимающихся ее выводом очень мало, поскольку разведение и расширение популяции этих кошек связано с определенными трудностями. Вывод египетских кошек является очень дорогостоящим, как и их покупка в США.

Вверх: Египетская мау.

Стандарт породы египетская мау

Типичный представитель породы египетская мау — короткошерстая кошка среднего телосложения с пятнистым окрасом на шерстке и коже. Самка египетского мау весит в среднем 3-4 кг, а самец — 4-6 кг.

Оригинальная мау должна иметь над глазами узор, напоминающий букву «М», и отметку в форме буквы «W» ближе к затылку, именуемую «скарабей» (за схожесть с одноименным жуком). Глаза кошки должны быть подчеркнуты двумя линиями, подобно стрелкам, которые делают при макияже глаз.

Глаза египетской мау.

Египетские мау имеют голову обтекаемой формы, округлые подусники, плавно переходящие в скулы. Туловище этих кошек среднего размера и длины, выражены высокие лопатки. Мускулатура достаточно крепкая. Их габариты — что-то среднее между представителями бенгальской породы и ориенталов.

Конечности кошек средней длины, пропорциональные к телу. Лапки небольшого размера, овальные. Хвост имеет среднюю длину, заостренный к кончику.

Египетские мау бывают трех окрасов:

  • дымчатого — шерсть таких кошек без тикинга, цвет от темно-серого до серо-черного с небольшим серебристым подшерстком, все отметины черные;
  • бронзового — на спинке кошек преобладает темно-коричневый оттенок, который по направлению к животу становится светлее, переходя в цвет слоновой кости. Рисунок по телу темно-коричневого цвета. Бронзовые мау имеют нос охристого цвета. Уши кошки розовато-коричневые с темными кончиками. Шея, подбородок, шерсть около ноздрей и глаз — кремового цвета;
  • серебристого — основной цвет шерсти светло-серый/серый, рисунок контрастный (либо темно-серого, либо черного цвета). Уши кошки розовато-серые, темные на кончиках. Шерстка возле глаз и ноздрей, а также на подбородке и шеи белая, окантовка глаз, рта, кончика носа — черная.
Бронзовый окрас. Cеребристый окрас. Дымчатый окрас.

Самым распространенным окрасов является серебристый, наиболее редко встречается дымчатый. Помимо трех основных окрасов, иногда могут рождаться черные и мраморные египетские мау. Такой тип окраса называют «диким», он не допускается к участию в выставках и не подлежит разведению.

Глаза у египетских мау большие, миндалевидной формы, зеленого цвета. У новорожденных котят они могут быть желтыми, но постепенно ободок зрачка становится зеленым. Если этого не произошло до 18 месяцев — это дисквалифицирующий признак для участия кошки в выставке.

Уши мау довольно крупные, с широким основанием, закругленные на концах. Иногда они могут быть украшены кисточками.

Основной отличительной чертой египетских мау является их окрас. Шерсть мау — их главное достоинство. Для окраса характерный тиккинг — 2-3 кольца на каждом волоске. Шерсть представителей этой породы коротка, густая, блестящая и шелковистая на ощупь.

Египетские мау имеют одну особенность — небольшие, свисающие складки-мешочки под животом. Считается, что благодаря им кошка хорошо бегает и прыгает, может развивать скорость до 58 км/ч.

Вверх: Египетская мау.

Характер и темперамент породы египетская мау

Представители этой породы очень активны, весьма общительны, не любят одиночества. Они требуют к себе внимания, иногда могут быть чересчур навязчивыми. Обладают приятным мелодичным голосом, любят «разговаривать».

Мау — очень любопытные, они с интересом наблюдают за тем, чем занимаются их хозяева. Кошка ласковая и общительная, может выражать радость — прыгать на задних лапках, весело виляя хвостиком.

Египетские мау — энергичные кошки. Они любят игры, прогулки. Наверное, поэтому они такие гибкие и изящные. Эти кошки обладают отличным зрением, обонянием и слухом. В условиях дикой природы они могут быть прекрасными охотниками, как их далекие предки.

Это очень водолюбивые кошки. Они любят играть с ней, наблюдать, как кто-то купается, или принимает ванну.

И коты и кошки — идеальные родители. Они совместно ухаживают за котятами, заботятся о них, приучают к порядку.

Египетские мау легко идут на контакт. Они очень любят расположиться на плече или на коленях хозяина. Представители египетских кошек очень преданные. Они очень редко общаются с незнакомцами. В семье они выбирают нескольких любимых людей, сближаются с ними, проводят время вместе, и остаются преданными на всю жизнь.

Вверх: Египетская мау.

Видео про египетскую мау

Порода египетская мау в увлекательной передаче «101 порода кошек».

Вверх: Египетская мау.

Уход за египетской мау

Египетские мау — кошки чистоплотные. Они не доставляют хлопот своим хозяевам, легко приучаются к туалету. Благодаря тому, что шерсть у них короткая, без подшерстка, кошка не линяет, она проста в уходе. Хозяевам египетской мау необходимо только регулярно состригать ей когти, расчесывать ее несколько раз в месяц, причем кошка это очень любит.

Вверх: Египетская мау.

Здоровье египетской мау

Заводчики породы долго работали над улучшением здоровья кошки, однако некоторые заболевания у них еще встречаются. Среднестатистическая египетская мау живет 13-15 лет.

Хозяева египетской кошки с ее покупкой приобретают для себя верного и преданного друга.

Вверх: Египетская мау.

Фото египетской мау

Египетская мау.

Египетская мау на выставке.

Египетская мау.

Египетская мау.

Котёнок египетской мау.

Взрослый котёнок египетской мау.

Все фото египетской мау можно увеличить. Для увеличения фотографии кликните на ней — большая фото откроется в новой вкладке.

Вверх: Египетская мау.

Старая, короткая архивная статья про породу египетская мау.

www.proxvost.info

Египетская мау фото (12 фото)

Египетские мау – это те самые кошки, которые жили во дворцах фараонов, египетских храмах и считались священными созданиями, дарующими простым людям любовь и благополучие. Достоверно известно, что представители современной породы ведут свою родословную от диких африканских кошек, прирученных древними египтянами еще во 2 ст. д.н.э.

 

Ценность этих животных была настолько велика, что даже после смерти кошек мумифицировали и часто продавали в качестве священного амулета, способного исполнять самые сокровенные желания. Однако кошка должна была для этого умереть естественной смертью, так как ее преднамеренное убийство каралось смертью. 

Современная египетская мау, фото которой в полной мере отражает грацию и красоту этого животного, обладает не только привлекательной внешностью, но и удивительно спокойным характером. Конечно, это не значит, что она проводит целые дни в полудреме. Мау – неутомимые охотники, что следует учитывать владельцам кур, уток и прочей домашней живности. 

Кроме того, привязанность такой кошки к хозяину иногда даже сильнее, нежели пресловутая собачья преданность, поэтому мау всегда старается находиться поблизости от объекта своей любви и принимает участие в абсолютно всех его делах, например в починке компьютера. 

Представители данной породы даже согласны гулять на поводке и с ошейником, но только в обществе любимого владельца. Вообще эти кошки очень плохо переносят одиночество и по-настоящему прыгают от радости (на задних лапках), когда с ними играют или уделяют им внимание.

Коты и кошки мау – прекрасные родители. Самцы помогают самкам во время родов и частично берут на себя материнские обязанности по вылизыванию и воспитанию потомства.

Единственным недостатком египетских мау является чрезвычайно высокая стоимость котят – от 300 у.е. за «бракованный» экземпляр и от 1000 у.е. за малыша, который сможет принимать участие в различных выставках. В настоящее время стандартизированы три окраса данной породы – бронзовый

черно-серебристый и черно-дымчатый 

 

www.photo-koshek.ru

Пятнистая красотка — египетская мау – 18 фото — картинки

Реклама

Египетская мау — короткошёрстная, среднего размера порода кошек с пятнистым окрасом. Их пятна находятся не только на шёрстке, но и на коже. Само слово «мау» в переводе с древнеегипетского означает «кошка».

Прототип египетских мау — древняя порода, прошедшая естественный отбор; внешность которых не претерпела значительных изменений более чем за 3000 лет — именно таков возраст художественных работ, на которых она изображена.

В Древнем Египте кошка — священное животное, олицетворение богини луны, плодородия, любви и домашнего очага Бастет (или Баст).
Богине, а значит и кошке, посвящались храмы по всему Египту; кошку первой выносили из горящего дома; в знак траура по умершей кошке скорбящий хозяин сбривал брови; возницу, случайно задавившего кошку, насмерть забивали камнями; кошку, как воплощение божества, мумифицировали.

В городе Бени-Хасане археологи нашли кошачье кладбище, где было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. Мумии были в золотых и серебряных саркофагах, инкрустированных драгоценными камнями. Именно этих и других кошек почитали в Древнем Египте.

Современная история египетских мау началась 100 лет назад, когда заводчики из Италии, Швейцарии и Франции занялись поисками и воссозданием этой породы. Однако Вторая Мировая война нанесла страшный удар по породе, уничтожив почти всё поголовье.

К середине 1940-х годов порода практически прекратила своё существование. Возрождением «из пепла» она обязана стараниям русской княгини Наталии Трубецкой, проживавшей в те годы в Италии. Княгиня Трубецкая записала их и их потомство в итальянской ассоциации, филиале FIFe и показала кошек на выставке в 1953 году. Когда она иммигрировала в США в 1956 году, то взяла с собой несколько мау, рожденных в ее питомнике. Лиза, Баба — серебристые кошки и Jojo — бронзовый кот стали основой ее питомника «Фатима».

В 1958 году Трубецкая официально зарегистрировала питомник и 10 кошек египетских мау. Три окраса — серебро, бронза и дым были признаны для участия в выставках. Чёрные мау рождались в ее питомнике, но в выставках они не участвовали, а использовались в питомнике для племенной работы. Затем, уже в 1960-е выведением породы занялись испанские, чешские и венгерские специалисты.

Египетская мау была признана CFA в 1977 году, вскоре прошла в Чемпионат TICA, а в 1992 году — FIFe. Каждая кошка этой породы должна иметь подтверждение своего происхождения в племенной книге.
В настоящее время питомник «Фатима» не существует. Но потомки этого питомника живут во многих питомниках Америки и Европы.

Эта порода очень активная и общительная , которая не терпит одиночества. На грани навязчивости, требующие постоянного внимания, очень разговорчивые, обладающие мелодичным голосом. Постоянно играющие и интересующиеся всем, чем занимается хозяин. Она очень ласкова и общительна, эта кошка требует к себе внимания и заботы. Очень интересно наблюдать за тем, как она выражает свою радость — прыгает на задних лапках, а хвост ее при этом подрагивает и часто-часто виляет.

Реклама

Перепечатка статей и фотографий разрешается только с гиперссылкой на сайт:Пятнистая красотка — египетская мау – 18 фото

www.o-prirode.com