Кошки в древнем египте: HTTP status 402 — payment required, требуется оплата

Содержание

Кошки в древнем Египте, которым поклонялись

И даже на сегодняшний день, несмотря на то, что остается все меньше признаков существования былого культурного наследия этой дивной страны, ведь в современном Египте преобладает ислам, к данному животному относятся, если не поклонением, то с определенной долей почтения.

Между тем, кошки в древнем Египте, действительно, занимали особое почетное место, ведь упоминания о божественном животном датировались самым ранним периодом истории Египта известной на сегодняшний день человечеству, поэтому данный век заслуженно считался «золотым» для пушистых питомцев по той простой причине, что ни в одной стране к ним не относились с таким благоговением. Чуть позже, в период объединения северной и южной части государства, кошка в древнем Египте, и вовсе, получила статус богини, именуемой Баст (Бастет), представляющей собой олицетворение Солнца и Луны, к которым также было особое отношение. Что касается внешнего вида этого божества, то египтяне изображали его с изящным женским телом и головой кошки, причем оно входило в так называемую «священную девятку», представителями которой были только верховные Боги этой чудесной страны.

На сохранившихся до сегодняшнего дня наскальных обелисках можно найти самые теплые высказывания о Баст, главным посылом которых являлось то, что она считалась матерью всего живого, только во власти которой было дарование остальным жизни, здоровья и радости. Именно в ее компетенцию входило «зажигание» утренней зари и для того, чтобы это чудо происходило каждый день, древние египтяне пытались всячески угодить божественной женщине-кошке. Представители семейства кошачьих, вообще, были на особом счету у этого трудолюбивого народа и ярким тому примером является еще одно божество, именуемое Муут, считавшейся грозной владычицей бескрайнего пустынного моря песка, которая также обладала стройным женским телом и головой львицы с роскошной кудрявой гривой.

В отличие от Баст Муут, второе имя которой звучало, как Сохмет, была богиней смерти, разрушений, войны и беспощадного палящего солнца. Согласно древним приданиям в ярости она была страшна, ведь в ее власти оказывалась стихия ветра, которую она обращала в тысячи стрел, летящих прямо в сердца противника, вздумавшего причинить вред древнему государству.

Данное божество вызывает самые противоречивые чувства, ведь с одной стороны она выступала в роли защитницы людей от войн и катаклизмов, а с другой сама нередко выступала в роли карающего меча, истребляя тысячи провинившихся (по ее мнению).

Существует интересное предание, согласно которому во время одного из подобных карательных актов Муут вызвала на себя гнев самого главного божества — Ра (Солнце), который испугался, что та способна уничтожить весь народ. В итоге, посоветовавшись с другими верховными Богами, было решено усмирить злодейку, напоив ее вином, которое она по ошибке приняла за человеческую кровь и, налакавшись ее досыта, заснула мертвецким сном. При этом сами люди еще долгое время обращались в своей молитве к Муут, взывая о ее помощи в случае приближения малейшей опасности или разбушевавшихся природных катаклизмов.

Отдельные строчки следует посвятить местам поклонения божественным кошкам, ведь еще сам Геродот в своих трудах не единожды отмечал, что нет в мире прекрасней храма, чем тот, который посвящен богине жизни Баст. Это дивное строение было расположено в древнем городе Бубастис, раскинувшемся на берегах знаменитого Нильского треугольника. Однако помимо религиозного центра, была высечена огромная статуя этой кошки, считавшейся матерью жизни, причем материалом для ее изготовления послужил один из самых дорогостоящих на тот момент вид мрамора. Ее домом стал один из храмов, расположенный непосредственно у подножия пирамиды Джоссера, причем во время каждого празднования египтяне выносили это многотонное сооружение с помощью такого приспособления, как ладья, и торжественно шествовали вдоль живописных берегов Нила.

Так, египтяне были заворожены свободолюбием кошки, а также ее чистоплотностью и заботой о потомстве. Мало того, их поражал таинственный мерцающий блеск глаз животного и его способность появляться из неоткуда или исчезать в никуда, поэтому среди древних жителей ходило предание, будто животное таким образом посещает потусторонний мир. Естественно, такое подобострастие не могло не отразиться на повседневной жизни всех кошек, а в особенности тех, которые постоянно обитали в храмах.

Так, к каждому животному были приставлены жрецы, которые денно и нощно ухаживали за пушистыми «божествами», состригая им когти, расчесывая золотыми гребнями шерсть и поднося только самые вкусные лакомства (на территории храмов даже сооружались специальные пруды, заполненные рыбой).

Кроме того, заводить кошку старалась практически каждая семья в древнем Египте, отдавая ей все только самое лучшее. И даже после смерти питомца и его мумифицирования, которое также проводилось по всем существующим на тот момент правилам, к нему относились с огромным уважением, выдерживая долгий траур.

Russia War Crimes

В чем еще вам лгут российские политики

Это не война, это только спецоперация

Война — это вооруженный конфликт, цель которого — навязать свою волю: свергнуть правительство, заставить никогда не вступить в НАТО, отобрать часть территории. Обо всем этом открыто заявляет Владимир Путин в каждом своем обращении. Но от того, что он называет войну спецоперацией, меньше людей не гибнет.

Россия хочет только защитить ЛНР и ДНР

Российская армия обстреливает города во всех областях Украины, ракеты выпускали во Львов, Ивано-Франковск, Луцк и другие города на западе Украины.

На карте Украины вы увидите, что Львов, Ивано-Франковск и Луцк — это больше тысячи километров от ЛНР и ДНР. Это другой конец страны.

Это места попадания ракет 25 февраля. За полтора месяца их стало гораздо больше во всей Украине.

Центр Украины тоже пострадал — только первого апреля российские солдаты вышли из Киевской области. Мы не понимаем, как оккупация сел Киевской области и террор местных жителей могли помочь Донбасу.

Мирных жителей это не коснется

Это касается каждого жителя Украины каждый день.

Тысячам семей пришлось бросить родные города. Снаряды попадают в наши жилые дома.

Это был обычный жилой дом в Тростянце, в Сумской области. За сотни километров от так называемых ЛНР и ДНР.

Тысячи мирных людей ранены или погибли. Подсчитать точные цифры сложно — огромное количество тел все еще под завалами Мариуполя или лежат во дворах небольших сел под Киевом.

Российская армия обстреливает пункты гуманитарной помощи и «зеленые коридоры».

Во время эвакуации мирного населения из Ирпеня семья попала под минометные обстрелы — все погибли.

Среди убитых много детей. Под обстрелы уже попадали детские садики и больницы.

Мы вынуждены ночевать на станциях метро, боясь обвалов наших домов. Украинские женщины рожают детей в метро, подвалах и бомбоубежищах, потому что в роддомы тоже стреляют.

Это груднички, которых вместо теплых кроваток приходится размещать в подвалах. С начала войны Украине родилось больше 15 000 детей. Все они еще ни разу в жизни не видели мирного неба.

В Украине — геноцид русскоязычного народа, а Россия его спасает

В нашей компании работают люди из всех частей Украины: больше всего сотрудников из Харькова, есть ребята из Киева, Днепра, Львова, Кропивницкого и других городов. 99% сотрудников до войны разговаривали только на русском языке. Нас никогда и никак не притесняли.

Но теперь именно русскоязычные города, Харьков, Мариуполь, Россия пытается стереть с лица земли.

Это Мариуполь. В подвалах и бомбоубежищах Мариуполя все еще находятся сто тысяч украинцев. К сожалению, мы не знаем, сколько из них сегодня живы

Украинцы сами в себя стреляют

У каждого украинца сейчас есть брат, коллега, друг или сосед в ЗСУ и территориальной обороне. Мы знаем, что происходит на фронте, из первых уст — от своих родных и близких. Никто не станет стрелять в свой дом и свою семью.

Украина во власти нацистов, и их нужно уничтожить

Наш президент — русскоговорящий еврей. На свободных выборах в 2019 году за него проголосовало три четверти населения Украины.

Как у любой власти, у нас есть оппозиция. Но мы не избавляемся от неугодных, убивая их или пришивая им уголовные дела.

У нас нет места диктатуре, и мы показали это всему миру в 2013 году. Мы не боимся говорить вслух, и нам точно не нужна ваша помощь в этом вопросе.

Украинские семьи потеряли полтора миллиона родных, борясь с нацизмом во время Второй мировой. Мы никогда не выберем нацизм, фашизм или национализм как наш путь. И нам не верится, что вы сами можете всерьез так думать.

Это месть за детей Донбасса

Российские СМИ любят рассказывать о кровожадных украинских детоубийцах. Но «распятый мальчик в трусиках» и «мальчик — мишень для ракет ВСУ» — это легенды, придуманные российскими пропагандистами. Нет ни единого доказательства подобным страшилкам, только истории с государственных российских телеканалов.

Однако допустим, что ваши солдаты верят в эти легенды. Тогда у нас все равно появляется вопрос: зачем, мстя за детей Донбасса, они убивают детей Донбасса?

8 апреля солдаты рф выпустили две ракеты в вокзал Краматорска, где четыре тысячи украинцев ждали эвакуационные поезда. Ракетным ударом российские солдаты убили 57 человек, из которых 5 — дети. Еще 16 детей были ранены. Это дети Донбасса.

На одной из ракет остались остатки надписи «за детей».

Сразу после удара российские СМИ сообщили о выполненном задании, но когда стало известно о количестве жертв — передумали и сказали, что у рф даже нет такого оружия.

Это тоже ложь, вот статья в российских СМИ про учения с комплексом Точка-У. Рядом скриншот из видео с военным парадом, на котором видна Точка-У.

Еще один фейк, который пытались распространить в СМИ: «выпущенная по Краматорску ракета принадлежала ВСУ, это подтверждает ее серийный номер». Прочитайте подробное опровержение этой лжи.

Посмотрите на последствия удара. Кому конкретно из этих людей мстили за детей Донбасса?

Роль кошек в Древнем Египте

Когда же кошка стала домашним животным в Египте? Вероятно, одомашнивание кошки произошло в течение III тысячелетия до нашей эры. Мягкая, грациозная и беззаботная — именно так можно охарактеризовать это животное.

В первую очередь кошка в доме древнего египтянина являлась своеобразным оберегом

Кошка в доме древнего египтянина, прежде всего, была своего рода оберегом. Она оберегала амбары от грызунов, устраняла источник серьезных заболеваний — крыс. Добычей кошки были и змеи, причем не только безопасные, но и те, которые приносили вред людям и были ядовиты. Не зря кошка стала священным животным в Древнем Египте!

В каждом храме имелись свои кошки, к которым был приставлен страж. Удивительно! — пост стража кошек был очень важным и передавался по наследству.

Статус кошек в обществе Египта был очень высок. Тех, кто только осмеливался убить или причинить хоть какой-то вред этому священному животному, ожидало тяжелое наказание. Конечно же, чем значимее была кошка, тем суровее было наказание, самым страшным из которых была смерть.

Один из греческих историков описал даже сцену, которая произошла в 60 году до нашей эры: египетская кошка чисто случайно оказалась под колесами римской повозки, и египетскому солдату ничего не оставалось, как убить возчика.

После своей смерти кошки, как и правители Древнего Египта, подвергались мумифицированию. Количество мумий кошек на кошачьих кладбищах просто поражает воображение!

Невероятно! — во дворцах кошки содержались в невиданной роскоши. По традиции, когда кошка умирала, ее хозяева должны были сбривать себе брови, таким образом выказывая уважение священному животному. Так как время мумификации занимало 70 дней, то и траур, соответственно, длился столько же.

Иногда статуэтку кошки клали вместе с ее хозяином, когда тот уходил в мир иной. Вместо статуэтки могли высечь ее изображение на гробе. Вазы, драгоценности, посуда — везде можно было встретить изображение кошки.

Божественные кошки в Древнем Египте

«О чудесная кошка, дарованная навеки»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.

Нигде и никогда, ни в одной стране мира кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории этого животного, время почитания и обожествления. Культ поклонения кошке появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания об их божественности встречаются ещё во времена второй династии древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.

Немногим позднее, после объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини-кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Ее изображали как женщину с головой кошки, и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта).

Баст, или Бастет, — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага

Уподобляемая солнечному и лунному свету, царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Была у египтян ещё одна богиня, имеющая непосредственное отношение к кошкам. Это львица Сохмет (или Муут), могучая, великая владычица пустыни. Грозная и беспощадная богиня войны и палящего солнца. В состоянии ярости она превосходила все рати врагов. Её оружием были знойные ветры самума и стрелы, которыми она поражала сердца врагов.

Сехмет, Сахмет, Сохмет («могучая») . Обладала характером, не поддающимся контролю.

В одном из древних мифов о наказании непокорных людей богом Ра Сохмет превзошла все дозволенные границы и устроила беспощадную резню людей. Испугавшись, как бы Сохмет вовсе не истребила всех людей, боги пролили на землю красное вино. Приняв его за кровь, Сохмет набросилась на него, опьянела и уснула, прекратив бойню.

Несмотря на гневливый характер, она была хранительницей мира и защитницей людей. К Сохмет возносили молитвы в минуты опасности и просили зашиты от врагов.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Ведь она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели.

Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы могла возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ею при жизни, и даже мумии мышек.

Кошки богачей заворачивались в тканое льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенных саркофагах. Всего археологами было обнаружено около 300 тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (III тысячелетие до н. э).

фото древней мумии кошки, найденной в Египте

Закон был так же на стороне этого священного животного. За убийство кошки, даже непредумышленное, грозило суровое наказание вплоть до смертной казни.

Поклонение кошке однажды подвело египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Им был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы каждая хорошо была видна. (По другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах.)

Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить священных животных. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего высокого положения вплоть до завоевания страны греками.

Кошка породы Египетская мау

Что интересно. Распространению кошек за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось. Это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Чем оно каралось, думаю, говорить не стоит. Когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или крали их, чтобы вернуть тех обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

Египетские художники постарались изобразить священное животное в любых формах на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Молодые девушки страстно молили богиню Баст об исполнении их желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

Кошки в Древнем Египте | Ваши Питомцы

Жители Древнего Египта считали, что вселенная создана пантеоном богов – всевластных и непримиримо жестоких к непослушанию. Животные и растения – множественные воплощения высших сил, их плоть и даже части их тел. Животные, считавшиеся священными, «настроены» на определенный канал, через который они могли общаться с богами, а те в свою очередь, могли через них взирать на человечество. Бог Ра и богиня Бастет смотрели на мир кошачьими глазами, и именно через кошек можно было обратиться с молитвой к создателям и охранителям всего сущего.

Но не только кошка священное животное Египта. Помимо грациозных охотниц, египтяне считали священным черного быка, сокола, крокодила, шакала, ибиса, барана и некоторых других зверей и птиц. Однако кошке повезло быть приближенной к Бастет и Ра, а потому этим животным оказывались особые почести. А как иначе? Ведь Ра – верховный бог, а Бастет – богиня плодородия и защитница семейного начала.

Верховное божество

В 17 главе книги мертвых сказано: «Я Атум, единый, существующий. Я – бог солнца Ра в его первом восходе. Я – великий бог, создавший себя сам…». Атум когда-то был богом богов, создав из своего тела великую девятку божеств, правящую миром. В числе девяти глав пантеона был и бог Египта Ра, впоследствии сместивший «родителя» с небесного трона. Ра стал верховным божеством, в его историю люди вплели многие события из легенд об Атуме, позабытом во времена Древнего Царства (3200гг-2060гг до нашей эры). Например, бог солнца Ра, подобно Атуму, создал из собственного тела девять верховных богов.

Кошки в истории Египта часто отождествлялись с Ра. Вероятно, такой чести усатые жители древнейшего государства были удостоены благодаря строению глаз. Согласно книге мертвых, бог Ра изменял глаза в зависимости от времени суток (око Ра – солнце или луна). Кошки тоже проделывают этот «фокус» – при ярком свете зрачки сужаются, превращаясь в почти невидимые щелочки. Считалось, что днем кошка впитывает солнечный свет глазами, а ночью, даря благосклонность Ра людям, отдает солнечный свет – очевидно, речь идет о ночном мерцании кошачьих глаз. Кошки считались посланниками Ра еще и потому, что эти животные ненавидят змей, уничтожая любую, поселившуюся на их территории. Согласно мифологии, Ра еженощно спускается в подземное царство, где убивает своего заклятого врага змея Апопа, а затем вновь возвращается в воды небесного Нила (т.е. наступает утро). Священным животным, связанным с Ра, является и жук скарабей, который читается на груди или на лбу кошки окраса табби (а именно полосатые и пятнистые кошки жили в Древнем Египте, унаследовав этот окрас от диких предков). Иногда бог Египта Ра, убивая Апопа, действует в образе огромного рыжего кота (животное, ненавидящее змей плюс рыжий цвет – цвет солнца).

Примерно в 2060 гг. до нашей эры (Новое Царство) фараон Ментухотеп, правящий Верхним Египтом, добивается объединения страны, подчинив себе Египет Нижний. Образуется единая религия, и в результате слияний двух культур «рождается» Амон Ра бог солнца египтян. Он соединил в себе двух богов – вышеописанного Ра и Амона, который был главным богом Верхнего Царства. Дабы объединить народ, жрецы наделили новое верховное божество общими чертами Амона и Ра. На начальном этапе Амон Ра бог солнца еще изображался в образе кота и считался покровителем этих животных, однако со временем Амон «взял верх»: Амон-Ра изображали в образе человека в золотой короне или с бараньей головой.

Культ Баст

Баст или Бастет – самая известная богиня кошка в Египте. До одомашнивания этих животных ее изображали в образе львицы или женщины с львиной головой. Приручив кошку, древние египтяне изменили образ Баст – богиня стала кошкой или прекрасной женщиной с головой кошки, превращающейся в кровожадную львицу, если человечество разгневает ее. Баст – олицетворение жизни, веселья, домашнего очага, плодородия женщин и земли. А что означает кошка в Египте? То же, чем она является для современного человека: ласковый грациозный хищник, с удовольствием включается в игру, часто и легко плодится, если разозлить – превращается в настоящую бестию, жестокую и бесстрашную. Даже в наше время историки находят удивительным сходство характерных образов богини и кошки, ведь пушистая недотрога пришла в дома египтян гораздо позже, чем в их душах нашлось место для Баст. Множество археологических находок – фигурки кошек, изображения на посуде, украшения, – олицетворяют именно Баст. Крупнейшее захоронение кошачьих мумий найдено в Бубастисе.

Один из экспонатов Британского музея – бронзовая статуэтка кошки из Египта (VII век до нашей эры). В образе кошки изображена Бастет – привычное кольцо в носу, серьга, скарабей на лбу. Удивительно, насколько совершенна работа древних мастеров!

Поклонение четвероногому воплощению богов

Хитрые кошки жили весьма вольготно: ходили и спали, где вздумается, пользовались почетом жителей, со временем абсолютно потеряли страх перед человеком. Ограничивали передвижения только храмовых животных. Но для этих кошек создавались такие условия, что бежать куда-либо не было смысла: регулярный груминг, личные лекари. Храмовые кошки питались нежной рыбой без чешуи, которую выращивали специально для этой цели. Существовала даже почетная должность, передаваемая по наследству. В обязанности смотрителя входил не только уход за священными животными, но и создание приятной атмосферы – организация пространства, музыкального сопровождения, развлечений и т.п. Жрецы наблюдали за поведением кошек, пытаясь разгадать, что боги ходят поведать человечеству.

Домашние кошки считались хранительницами семейного благополучия. Кошка была в каждом доме, владельцы которого могли позволить себе содержание столь важной особы. Когда питомица умирала, семья выдерживала семидесятидневный траур: брили брови, ежедневно читали молитвы, ели только скромную пищу. Кошек мумифицировали и хоронили в гробах, украшенных в соответствии с достатком хозяина. Гробы изготавливали из дерева, различных металлов, золота и серебра, украшали рисунками, резьбой и драгоценными камнями. Внутрь, помимо самой кошки, укладывали мумии грызунов, игрушки, сушеную рыбу.

Бедняки довольствовались фигурками и изображениями кошки. Хозяин оберегал кошку от всяческих бед, следил за ее здоровьем и душевным состоянием. Если случался пожар, первым делом спасали кошку, а уже потом пытались вынести нехитрый скарб. Когда кошка заболевала, глава семьи шел в храм, чтобы принести жертву богам – львиную долю запасов или домашнюю скотину. Жрецы забирали дар, а взамен читали молитву, прося у бога исцелить священное животное. Убийство кошки каралось смертной казнью или огромным штрафом. Наказание определялось, исходя из статуса кошки – чем богаче ее владельцы, тем суровей кара. В своих летописях Диодор Сицилийский описывает случай самосуда над римлянином, случайно задавившим кошку. Дипломатично настроенный фараон Птолемей VII запретил своим подданным вершить казнь, однако жители ослушались его. Разъяренную толпу не смогли остановить даже солдаты, посланные Птолемеем для защиты несчастного римлянина.

Нетрудно представить, что означает кошка в Египте, устроившаяся посреди дороги. Геродотом описан случай, когда бесконечная процессия, продвигаясь к святилищу для воздаяния почестей, в течение четырех часов огибала усатую соню, отдыхающую на подходе к храму. Мурка, живущая в наше время, удрала бы мгновенно, едва заметив такое количество идущих на нее людей! Но священная кошка, привыкшая к подобострастному отношению, даже не поменяла позы.

Кошки Древнего Египта

Статуэтка богини Баст и мумия древнеегипетской кошки

В Египте во время исследования пирамиды фараона Усеркафа найдено более двухсот мумий кошек и других животных. По мнению археологов, в период 664–332 годов до н. э. здесь проводились ритуальные захоронения кошек в честь Баст, или Бастет, — древнеегипетской богини радости, веселья, красоты, любви и плодородия.

Египтяне были одним из первых народов, занимавшихся крупномасштабным сельским хозяйством. Из года в год повторяющиеся в одно и то же время разливы Нила и плодородная почва его долины позволяли египтянам развивать высокопродуктивное по меркам Древнего мира сельское хозяйство, а на его основе строить общественные институты и государство.

Этот народ разработал и использовал особую форму управления водными ресурсами, известную как бассейновое орошение. Данная практика позволяла контролировать подъем и снижение уровня реки. В области посева была сформирована перекрестная сеть земляных валов. После разлива Нила вода оказывалась в ловушке в бассейнах, образованных валами. Эта сеть удерживала воду дольше, чем она задерживалась естественным образом, позволяя земле пропитаться влагой для последующего посева сельскохозяйственных культур. Затем остававшаяся в бассейне паводковая вода перенаправлялась в другие бассейны, нуждавшиеся в больших объемах воды.

Таким образом, несмотря на засушливый климат Северной Африки, бассейновое орошение позволяло египтянам выращивать как продовольственные культуры, особенно зерновые, такие как пшеница и ячмень, так и технические сельскохозяйственные культуры — лен и папирус. Садоводство и огородничество также развивались в качестве дополнения к полевой посадке. Посадки под огородные и садовые культуры, как правило, занимали места выше затопляемых участков, в отдалении от поймы Нила.

Богатые урожаи нужно было хранить и защищать от посягательств грызунов, и вот тут на помощь людям пришли кошки, которые прекрасно справлялись с этой задачей благодаря своим природным качествам охотника. Поэтому еще в III тысячелетии до н. э. древние египтяне начали одомашнивать кошек. Люди называли их Mau. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где хранилась пшеница, жизненно важная для этого сельскохозяйственного народа. А охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьезных заболеваний, таких как чума. Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

Вскоре многие египтяне начали оставлять для кошек еду, чтобы они навещали их дома более регулярно. Вскоре почти во всех египетских семьях появились эти животные, умевшие держать грызунов на расстоянии. Кошки наслаждались жизнью с людьми, поскольку у них всегда имелся доступ к пище (грызунам, а также к еде, оставленной для них человеком), и они могли избегать угроз, таких как крупные хищники, а египтяне получали союзника в борьбе с вредителями. Таким образом, выигрывали и кошки, и люди.

Спустя время в египетском пантеоне появилась богиня Баст, изображаемая с кошачьей головой, а домашняя кошка стала почитаться как символ и воплощение этой богини. Именно со времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Они были связаны со многими религиями во времена Древнего Египта. Например, богиня Мафдет, похожая на гепарда, была одним из самых ранних божеств Египта. Ей поклонялись те, кто искал защиты от ядовитых существ, таких как змеи, а также как воплощение справедливости.

Баст стала самой известной среди всех «кошачьих» богинь. Она была наполовину кошкой и наполовину женщиной, ей поклонялись как хранительнице домов, защитнице от зла и болезней. Также ее связывали с женственностью и плодовитостью, в ее честь регулярно проводился фестиваль, один из самых больших праздников в Египте. А еще Баст была единственной, кто представлял прирученную кошку.

Кошки превратились в священный символ, появляясь на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство Древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний.

Древнее египетское законодательство возбраняло убийство кошек. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищению собственности фараона. Более того, когда египтяне отправлялись в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

С кошками связана любопытная история, по которой (согласно Птолемею), в 525 году до н. э. эти животные решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепления и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Царь отдал приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они были хорошо видны (по другой версии, воины просто нарисовали кошек на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с кошками, фараон не осмелился обратить оружие против врагов, боясь убить священных животных. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее кошки в Египте не утратили своего положения вплоть до завоевания страны греками.

О египетских кошках писал даже Геродот: «К каждым священным животным египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Свое благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: после молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбу в пищу животным».

Также Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, их погребали с игрушками и даже с мумиями мышей. А питомцы богачей заворачивались в тканое льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову им накладывались золотые маски. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. А еще есть свидетельство Геродота, что при пожаре египтяне первыми спасали именно кошек, а не людей.

Культ богини-кошки Баст в Древнем Египте был запрещен указом в 390 году. После этого интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, но больше не являлись объектами поклонения, а превратились просто в любимых домашних питомцев.

И вот недавно в пирамиде фараона Усеркафа при раскопках был обнаружен звериный некрополь, где было найдено более двухсот мумий кошек, а также их позолоченные статуи и бронзовая скульптура их покровительницы Баст. И это не удивительно: по оценкам археологов, количество мумифицированных животных в Древнем Египте достигает цифры в семьдесят миллионов. Помимо кошек в вечную жизнь отправлялись ибисы, крокодилы и собаки. А еще один священный представитель фауны, жук-скарабей, символизирующий счастье и успех, в мумифицированном виде ранее не попадался. Первое подобное открытие было совершено именно сейчас в некрополе пирамиды Усеркафа.

Сегодня кошки являются самыми популярными домашними животными. Согласно статистике, они живут примерно у 35% людей. Россия находится на третьем месте в мире по количеству домашних кошек, их у нас 12,5 миллиона! А на первом месте США — там на каждую семью приходится более двух пушистых мурлык. Причем только 3% американцев покупают кошек у заводчиков, большинство семей берут питомцев из приютов или с улиц. И это отличная традиция!


Кошка в Древнем Египте

Богиня радости, любви, красоты и домашнего очага — Бастет

Считается, что кошка была одомашнена на землях Аравийского полуострова примерно в 3000–2900 гг. до н. э.

Как и большинство домашних животных, кошки раньше обитали в дикой природе, но постепенно стали селиться рядом с человеком. Их предком называют дикую степную, или нубийскую, кошку из Северной Африки. Представительницы этого вида до сих пор живут на Чёрном континенте и на территории от Средиземного моря до Китая.

Священное животное

Начиная со второй династии фараонов (3000 г. до н. э.) и до I в. н. э. существовал культ, посвященный этому животному. Чтобы понять, как сильно египтяне почитали кошек, обратимся к историческим хроникам. В них говорится, что в 525 г. до н. э. персидский царь Камбиз II осадил египетский город Пелузий, что располагался в дельте Нила. Он захватил поселения, выставив перед линией атаки священных животных, среди которых были кошки.

Богиня Бастет

Древнеегипетскую богиню Бастет изображали в виде женщины с кошачьей головой. Ее считали символом домашнего очага, веселья, добра и материнства, олицетворением света луны и солнца. По легенде, Бастет была дочерью Осириса и Исиды, управлявших царством богов. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, самый прекрасный храм богини находился в городе Бубастис. Еще одно святилище египтяне воздвигли в Саккаре. В нем хранилась огромная статуя Бастет, которую выносили из храма только во время весенних празднеств.

Богиня Сехмет

Кошки также считались священными животными богини черной луны, покровительницы войны и хранительницы мира Сехмет. Она обладала способностью реинкарнации, которая делала ее сильнее смерти. Изображали Сехмет в облике женщины с головой львицы.

Храмы

Божественные существа жили в посвященных им храмах. За ними ухаживали жрецы, работа которых являлась очень почетной. Для кошек специально разводили рыбу, чтобы питание всегда было свежим. Посетители святилища платили смотрителю, чтобы он кормил кошек во имя просителя. Считалось, что богиня Бастет будет благосклонна к тем, кто принес подношения священным животным.

Хранители домашнего очага

Кошки жили и в семьях обычных египтян: спасали урожай от грызунов и считались хранителями домашнего очага. Смерть животного была большой утратой: в такие моменты члены фамилии даже сбривали волосы. Домашних питомцев хоронили с почестями: заворачивали в льняную ткань, натирали душистыми травами и специальным бальзамом, ускоряющим процесс мумифицирования. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, с ними погребали мумии грызунов. Более состоятельные египтяне использовали льняное полотно с росписью, а морду животного закрывали маской с его изображением.

Статуэтки

Изображения кошек на стенах или их небольшие фигурки часто находят при раскопках древних гробниц. Статуэтки священного животного изготавливали из разных материалов: глины, дерева, камня, бронзы, золота и слоновой кости.

Законы

По законам Древнего Египта, во время пожара в первую очередь спасали не родных и вещи, а священное животное. Существовал также запрет вывозить кошек за территорию древнего царства. Если египтянин находил животное в чужой стране, он обязан был выкупить или украсть его для возвращения на родину.

Расселение

Предприимчивые финикийские путешественники стали продавать кошек правителям и знати других стран. Так началось расселение кошек по древнему миру. На торговых судах эти животные попали в Китай, Сиам, Индию. В Европу животных завезли примерно 2 тыс. лет назад. Первые упоминания о них можно встретить у древнегреческого философа и биографа Плутарха.

Происхождение слова «кот»  В Древнем Риме до появления кошек мышей ловили ужи и хорьки. Именно в этом государстве стали впервые использовать слово «каттус» (лат. cattus), которое позже сократили до современного звучания: в английском — «кэт», в немецком — «катер», в русском —«кот».

«Divine Felines» подчеркивает важность кошек в Древнем Египте

Только для СМИ:
Эрик Хоффман 202-633-0447 или 202-412-3916; [email protected]
Меган Крефтинг 202-633-0271; [email protected]

Сайт СМИ:
http://newsdesk.si.edu
https://asia.si.edu/press

1 августа 2017 г.

Задолго до того, как кошки стали звездами интернета, они пользовались большой известностью в Древнем Египте. Выставка «Divine Felines: Cats of Ancient Egypt» исследует роль и значение кошек через подборку произведений искусства из всемирно известных египетских коллекций Бруклинского музея.Выставка, представленная в галерее Артура М. Саклера Смитсоновского института с 14 октября по январь. 15 сентября 2018 года, откроется в рамках празднования открытия музея в выходные дни.
Экспозиция включает 80 предметов, датируемых периодом от Среднего царства (2008–1630 гг. до н. э.) до византийского периода (395–642 гг. н. э.). Среди них статуи, гробы, амулеты, текстиль и мумифицированная кошка из Национального музея естественной истории Смитсоновского института.

«Эти объекты иллюстрируют важность кошек для египетского общества — от божественного до мирского», — сказал Массуме Фархад, главный куратор и куратор семьи Эбрахими по персидскому, арабскому и турецкому искусству.«Они стали предметом как реальных, так и апокрифических историй. Предположительно, когда умерла кошка, жители дома сбрили брови в знак траура. Египтяне часто называли (или прозвали) своих детей в честь животных; Miit (кошка), например, было популярным именем для девочек».

«Divine Felines» подчеркивает множество ролей, которые кошки играли в древнеегипетской культуре — от домашних животных, которых держали для защиты от мышей и змей, до символических изображений могущественных египетских королей и богов.Одной из причин популярности кошек, как и других животных Древнего Египта, была их двойственная природа, центральная тема выставки. С одной стороны, они послушны, защищают и заботятся, а с другой стороны, они могут быть жестокими, свирепыми и агрессивными. Эти качества вместе с кошачьей верностью и независимостью стали ассоциироваться с египетскими правителями и богами.

Выставка организована в пяти тематических разделах: Кошки и короли; Кошки и боги; Кошки и смерть; Кошки и защита; и Собаки как Хранители и Охотники.Последний раздел посвящен собакам, еще одному животному, атрибуты которого ассоциируются с египетскими богами.

Среди экспонатов выставки – впечатляющая статуя богини Сахмет, которая изображена в виде женщины с головой львицы, с солнечным диском и уреем (прямая стилизованная кобра) на голове. Известная как «Могущественная», Сахмет была известна своими защитными способностями, особенно в переходное время, например, на заре нового дня. Амунхотеп III (ок. 1390–1352 гг. до н. э.), фараон 18-й династии, дошел до того, что заказал две или более статуи богини на каждый день недели.

Египтяне не только связывали кошек с божествами, но также разводили их и приносили в жертву богам. Затем их часто мумифицировали и хоронили в изысканных гробах, таких как тот, что на выставке, в форме элегантно сидящего животного из семейства кошачьих. Эта мумия из Национального музея естественной истории иллюстрирует этот важный аспект древнеегипетской практики. Кошка была туго завернута в льняную ткань, а черты ее лица были нарисованы черными чернилами. Такие мумии приносились в храмы в знак благодарности божествам.

Собаки и шакалы также ассоциировались с египетскими богами. Их ценили за верность и послушание, а также как охотников и падальщиков. Поскольку псы обитали на краю пустыни, где располагались кладбища, они считались хранителями мертвых, которые могли вести духов через опасный Нижний мир. Одним из самых изящных предметов в разделе о собаках является деревянная ложка с ручкой в ​​виде шакала. Вероятно, он использовался для мазей или косметики.

«Divine Felines» открывается как часть Смитсоновской галереи искусств Freer и музея Артура М.Празднование открытия галереи Саклера на выходных 14–15 октября вместе с тремя дополнительными выставками: «Встреча с Буддой: искусство и практика в Азии», «Повторный звук: колокола древнего Китая» и «Терминал» Субодха Гупты. Для получения дополнительной информации о торжествах и мероприятиях в выходные дни открытия посетите сайт asia.si.edu/reopening.

The Freer|Sackler представит различные фильмы, музыку и практические семейные программы, дополняющие выставку. Они будут включать в себя специальный день программирования под названием «Празднуйте Divine Felines в Национальный день кошек в Freer | Sackler» в воскресенье, 1 октября.29, с полудня до 17:00. День включает в себя показы двух фильмов о кошках, Kedi и Neko Atsume House, из Турции и Японии, соответственно, беседы в галерее под руководством куратора и открытую студию на тему кошек для всей семьи.

«Divine Felines: Cats of Ancient Egypt» организована Бруклинским музеем и организована в галерее Sackler Антониеттой Катанзарити, научным сотрудником по Древнему Ближнему Востоку. Поддержку выставке Freer|Sackler оказывают Жаклин Бэджер Марс и Mars Petcare.

О галереях Freer и Sackler

Художественная галерея Фрира Смитсоновского института и прилегающая к ней галерея Артура М. Саклера, расположенная на Национальной аллее в Вашингтоне, округ Колумбия, вместе составляют национальный музей азиатского искусства. Он содержит одну из самых важных коллекций азиатского искусства в мире, включающую более 40 000 предметов, относящихся ко времени от неолита до наших дней, с особенно прекрасными группами исламского искусства, китайских нефритов, бронзы и картин, а также искусства Древний Ближний Восток.Галереи также содержат важные шедевры из Японии, Древнего Египта, Южной и Юго-Восточной Азии и Кореи, а также известную коллекцию работ американского художника Джеймса Макнила Уистлера.

The Freer|Sackler является частью Смитсоновского института, крупнейшего в мире музейного, образовательного и исследовательского комплекса, который занимается увеличением и распространением знаний.

Divine Felines: Кошки Древнего Египта

Даты: 4 февраля 2017 г. – 7 мая 2017 г.


От домашних кошек до мифических символов божества, кошки играли важную роль в древнеегипетских образах на протяжении тысячелетий.

Divine Felines: Cats of Ancient Egypt  исследует роль кошек, львов и других кошачьих существ в египетской мифологии, царствовании и повседневной жизни с помощью почти восьмидесяти различных изображений кошек из всемирно известной египетской коллекции Бруклинского музея. Вероятно, впервые прирученных в Древнем Египте, кошек почитали за их плодовитость и ценили за их способность защищать дома и зернохранилища от паразитов. Но кошачьи также были связаны с королевской семьей и тесно связаны с рядом божеств.

На выставке будет представлена ​​необыкновенная позолоченная Леонинская богиня (770–412 гг. до н. э., женщина с головой льва, присевшая на основании в форме папируса, которая поступила в Бруклинскую коллекцию в 1937 году; статуэтка была сохранена для этой инсталляции. Кошки и Кошачьи божества варьируются от большой известняковой скульптуры лежащего льва (305–30 гг. до н. э.) до миниатюрного бронзового сфинкса царя Шешенка (945–718 гг. 30 г. до н.э.).Также представлена ​​мебель и предметы роскоши, украшенные кошачьими чертами, во многих средствах массовой информации.


Статуэтка кошки, 332–30 гг. до н. э., бронза, Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура, 37.427E.
Кошачья голова, 30 г. до н. э. до третьего века н.э., бронза, золото, Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура, 36.114.
Стела с богами Бесом и Туту, 332-30 гг.CE, Известняк, Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура, 58,98.

Сидящий Уаджет, 664–332 гг. до н. э., бронза, Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура, 36.622.

Divine Felines организован Бруклинским музеем. Выставка представлена ​​Музейным фондом Элейн А. Эванс, Музейным фондом Алеты и Клейтона Бродайн, Фондом Первого Теннесси, Ready for the World, Одри Дункан, Drs.Вахид и Самия Ханна, Археологический институт Америки, Колледж ветеринарной медицины UT и Арабо-американский клуб Ноксвилля.

Выставка «Divine Felines» демонстрирует возвеличивание кошек в Египте | Университет Эмори

«В Древнем Египте кошки и собаки были богами, и они этого не забыли!» — говорит Мелинда Хартвиг, куратор древнеегипетского, нубийского и ближневосточного искусства в Музее Майкла Карлоса.

Эта возвышенная фигура представлена ​​на выставке «Божественные кошки: кошки Древнего Египта», которая открылась в феврале.10 в музее и будет открыт до 11 ноября.

На выставке представлены кошки и львы, а также собаки и шакалы, как домашние животные, существа дикой природы или мифические символы божеств в древнеегипетской мифологии, царствование и повседневная жизнь. жизнь. Также демонстрируются методы захоронения животных и предметы роскоши, украшенные кошачьими и собачьими чертами.

«Кошки и собаки многое рассказывают о культуре Древнего Египта, — говорит Хартвиг. «Эти животные были так же важны для древних египтян, как и для нас сегодня.

Цари Египта ассоциировались со львом, таким образом, человеческая голова на теле льва или сфинкса.

«Кошки были впервые приручены в Египте около 4000 г. до н.э. Они были милыми питомцами, охотниками на паразитов и божественными воплощениями плодородия и защиты. Львами и камышовыми кошками восхищались за их силу и связывали с королевской властью и божественностью», — продолжает Хартвиг. «Собак также держали в качестве домашних животных. Их верность и охотничьи способности высоко ценились. Собаки и шакалы, часто блуждающие по древним некрополям, стали воплощением богов, защищавших мертвых.

Более 90 экспонатов выставки взяты из коллекций Бруклинского музея и Музея Карлоса. Как описывает это Хартвиг, есть «большие кошки, маленькие кошки, мертвые кошки, декоративные элементы и волшебные кошачьи божества». Многие кошки носят серьги.

Екатерина Барбаш из Бруклинского музея курировала выставку, а Хартвиг ​​добавила предметы из обширной коллекции музея Карлоса.

«Большинство предметов в «Divine Felines» находятся в Бруклинском художественном музее, курирует их Екатерина (Катя) Барбаш, — говорит Хартвиг.«Я хотела расширить раздел о собаках и шакалах и выделить некоторые из наших работ, например статуэтку кошки, которую Чарли Чаплин подарил (его жене, актрисе) Полетт Годдард, и Катя согласилась».

«Божественные кошки» исследует двойственность кошачьей природы с помощью таких объектов, как большая известняковая скульптура лежащего льва (305–30 гг. до н.э.), миниатюрный бронзовый сфинкс царя Шешенка (945–718 гг. кошки, кормящей четырех котят (664–30 гг. до н. э.), и деревянных гробов в форме кошек для кошачьих мумий (664–332 гг. до н. э.).

Выставка открывается этой великолепной статуей лежащего льва из известняка, по крайней мере с одной утонченной человеческой чертой. Также включены изображения кошачьих божеств, амулеты и предметы роскоши, украшенные кошачьими чертами; меньший раздел выставки посвящен роли собак и шакалов в Древнем Египте.

При таком разнообразии экспонатов трудно выбрать конкретные экспонаты, которые посетители не должны пропустить.

«Столько классных штук, трудно выбрать!» — говорит Хартвиг.«Одним из них является «Рельеф из могилы слуги с собакой». Маленький мальчик выгуливает привязанную к поводку собаку, которая описана иероглифами выше как «Эбони» — так похоже на сегодняшние клички собак, такие как «Блэки».

Она также указывает на другую работу «Кошка с котятами», которая «показывает кошачье воплощение материнской заботы. Свирепая львиная богиня Сахмет, что означает «Сильная», также находится на виду. Она почти уничтожила человечество, прежде чем ее отец Ре обманом заставил ее вернуться на небеса.

Кошки и сообщество в Carlos 

В связи с выставкой на странице музея Карлоса в Facebook были опубликованы сообщения о кошках и собаках сотрудников музея, покровителей и сообщества Эмори.Идея возникла в результате обсуждения между Хартвигом и Эллисон Хаттон, директором музея по коммуникациям.

«Кто не любит хвастаться своими меховыми малышами? У каждого питомца есть свой индивидуальный характер. Реакция была ошеломляющей», — говорит Хартвиг.

Запланирован ряд лекций и мастер-классов, связанных с выставкой, в том числе:

  • Выступление куратора Хартвига в галерее «Divine Felines» 27 февраля в 19:30.
  • Bronze Pour, с ужином от Community Barbecue, 2 марта в 18:30.м.
  • «Кошки и катакомбы: культы кошек и мумии котят в Древнем Египте», Салима Икрам, заслуженный профессор Американского университета в Каире, 8 марта, 19:30.
  • «Магия кошек и собак» Хартвиг ​​21 марта в 19:30.

Ознакомьтесь с календарем Музея Карлоса для получения дополнительной информации, а также мероприятий и мероприятий для детей и педагогов.

Эта выставка стала возможной благодаря поддержке Forward Arts Foundation и дополнительной поддержке Northern Trust.

Кошки в Древнем Египте | Клиника для животных с акомой

Если вы когда-нибудь были в Египте, то наверняка замечали сотни, если не тысячи кошек, бродящих по улицам без дома. Как ни печально видеть это в настоящее время, кошки когда-то имели большое значение в Древнем Египте.

В то время как только уважаемые египтяне могли иметь кошек в качестве домашних животных, никому, включая членов королевской семьи, было запрещено причинять вред, причинять вред или убивать кошку. Фактически, всякий раз, когда кошка умирала естественной смертью, семья, а иногда и целые города, оплакивали эту потерю.В первую очередь это было связано с их ролью «уборщиков» в египетских городах, убивающих крыс, мышей и других паразитов и вредителей. Кошки были настолько почитаемы, что многие изображения наших кошачьих друзей были найдены в иероглифах, украшающих стены храмов и пирамид. Некоторые женщины даже носили украшения с изображениями кошек или ставили их статуи в своих домах как символы плодородия и материнства.

В частности, была одна кошка, которая на самом деле была богиней, которой ежедневно поклонялись древние египтяне.У этой богини Бастет была голова кошки с телом женщины. Храм Бастет, описанный как изысканный и грандиозный во всех отношениях, находился в древнем городе Бубастис. Археологам удалось обнаружить множество предметов внутри храма. Среди этих объектов были подношения горожан для молитвы, а также тысячи миниатюрных скульптур кошек.

Каждый год в городе проводился большой фестиваль в честь богини. Фактически, римский писатель Геродот утверждал, что сам фестиваль был одним из самых больших и монументальных, которые он когда-либо видел.В своих трудах он также отметил, что когда кошка умирала, ее мумифицировали так же, как и членов королевской семьи, и помещали в храм Бастет.

Много книг было написано о значении кошек в Древнем Египте, и хотя они не пользуются таким же уважением и любовью, как в старые времена, мы по-прежнему лелеем их каждый день здесь, в Америке.

«Divine Felines: Cats of Ancient Egypt» в Бруклинском музее

Если ваша мечта о небесах — это вечность, проведенная с любимыми питомцами, «Divine Felines: Cats of Ancient Egypt» в Бруклинском музее — это ваша выставка.Все его 30 объектов, отобранных из египетской коллекции музея, представляют собой кошек, больших и маленьких, диких и ручных, небесных и нет. Будь то отлитые из бронзы или высеченные в камне, их формы должны были пережить время, и так и случилось.

Хотя часто предполагается, что одомашнивание кошек началось в Египте, археология предполагает, что это место было в Месопотамии. И, несмотря на кошачье присутствие в религиозном контексте, египтяне не поклонялись кошкам как таковым, а создавали богов с их физическими особенностями, выразительным настроением и почти сверхъестественным интеллектом.

Древние египтяне серьезно относились к сверхъестественному.

Для них это было реальностью. Путь между жизнью на земле и жизнью в землеподобном месте за ее пределами был непрерывен. Солнце путешествовало по нему каждый день, двигаясь по небу с востока на запад, исчезая из поля зрения, чтобы продолжить свой круг через преисподнюю, а затем снова возвращаясь на землю.

В египетской космологии солнце было высшим, природной и духовной силой огромной силы. В одно и то же время благодетель и враг, он взращивал урожай и увядал его, взращивал жизнь и наказывал ее.Придавая этой силе визуальную форму, египтяне имели смысл привнести в картину кошек — переменчивых, многоживых существ.

У великого солнечного божества Ра было много детей, в том числе несколько дочерей. Дочерью с самым сложным и трудным характером была дочь по имени Сахмет, которая служила личным хранителем солнца и обычно изображалась с женским телом и головой льва.

Древние египтяне обожали мир, но они могли относиться к нему на удивление неромантично, и они были ясны в отношении кошачьего темперамента.У них не было иллюзий относительно ее изменчивой, агрессивной стороны, которую олицетворял Сахмет. Ее верная защита отца может стать смертельно опасной. Когда Ре в приступе досады на человеческую расу попросил ее преподать ей урок, свирепость ее ответа удивила даже его. Только напоив ее пивом, окрашенным в цвет крови, резня была остановлена.

В память об этом почти полном уничтожении ее приверженцы ежегодно устраивали шумные, склонные к насилию пьяные вечеринки в ее храмах.И даже на самых утонченных ее изображениях в Бруклинском музее чувствуется, какой грозной она могла быть. На бронзовой статуэтке позднего периода, датируемой 664–332 годами до нашей эры, она стоит гибкой, с головой льва и прямой, как клинок, шагая вперед, как будто ничто не может встать у нее на пути. На фрагменте более ранней каменной резьбы мы видим только ее львиную морду. Реалистично смоделированный, почти в натуральную величину, он, кажется, надвигается на нас, безжалостно, душит, пожирает. Вот как кошка должна смотреть на мышь.

В постоянно меняющемся пантеоне божеств другие египетские богини также принимали кошачьи черты, но были более добрыми. Так было и с Баст, или Бастет, которая начинала как «пещерная фелем», но в конце концов сменила львиную гриву и рычание на аккуратный профиль домашней короткошерстной и направила свою воинственность в материнское тепло.

Выставка, которая открылась в четверг, имеет несколько замечательных маленьких скульптур, связанных с ней. В одном из птолемеевского периода (332-30 гг.C.), это крошечная бронзовая женщина-кошка; в другом человеческие черты исчезают, а кошка остается восседающей, словно для поклонения, на вершине колонны в форме лотоса. Независимо от того, предназначались ли другие изображения — кошка-мать, кормящая своих котят, или взрослый человек с царственными золотыми серьгами — для представления Баст или нет, ассоциация с ней ясна, как, кажется, в резьбе по дереву двухфутовой высоты. кошка, также датируемая Птолемеем. Со следами позолоты и большой, полой, когда-то инкрустированной И.Т. глаза, это преследующая вещь, и, возможно, она была сделана как жертва по обету в храме Баст верующим, ищущим благословения.Хотя эта скульптура сделана из цельного дерева, другие были выдолблены и использовались в качестве контейнеров для мумифицированных кошек. И хотя некоторые из таких скульптур были памятниками любимым питомцам, другие имели менее сентиментальное назначение.

К началу первого тысячелетия до нашей эры культ Баст и других кошачьих богинь был широко распространен, что увеличило спрос на готовые вотивные скульптуры для подношений.

Бюрократические тексты записывают, что священники разводили кошек специально для этой цели, а рентгенографические исследования мумий показывают, что в некоторых храмах котят обычно убивали — обычно ломая им шеи — и вставляли в скульптуры, продаваемые паломникам.

Этот обычай может заставить любителей животных 21-го века бросить холодный взгляд на аспекты древней религии, и есть много других причин критически взглянуть на жестко патриархальное общество Древнего Египта. Представления о таких богинях, как Сахмет и Баст, сформированы ее предубеждениями, которые включали взгляд на женщин как на непредсказуемых и неукротимых, а потому опасных, и, подобно кошке, как на принципиально разделенных по своей природе: безжалостная убийца; нежная мать.

Чтобы найти более стабильное и традиционно гуманное присутствие в львиной линии, представленной в сериале, вам нужно обратиться к мужским божествам, и особенно к карликовому богу по имени Бес.

Возможно, привезенный из южнее Сахары, Бес с его львиной гривой, зубастой ухмылкой и кривоногим телом не был красавцем. Но у него тоже была связь с солнечным божеством, проявлявшаяся не в приступах ярости, а в ровном биении золотого сердца.

Бес руководил повседневным домом, отгоняя злых духов своим шиканьем и гримасами Трусливого Льва. Он облегчил роды, руководил воспитанием детей и пробовал свои силы в лечении болезней в эпоху, почти лишенную того, что мы назвали бы медициной.Самое главное, он был оперативной оперативной группой, экзистенциальным 911. Когда вы были в кризисе, балансируя на грани пропасти, он был вашим мостом через.

А еще он был веселым. Он танцевал; он спел; он играл на лютне. Он сделал жизнь счастливой, поэтому ты хотела, чтобы он был рядом. Люди рисовали его изображением свои комнаты, носили его на шее, татуировали на коже. Он был настолько популярен, что его слава распространилась далеко за пределы Египта. В христианизированной форме св. Бесса он достиг Италии. В его честь назван балеарский остров Ибица, который долгое время был местом удовольствий для международного туризма.

Как и женщины-богини, он был в разных версиях, некоторые более доступные, чем другие. Его ближайшим эквивалентом является бог по имени Туту, который присматривал за спящими и мечтателями и обладал умением перенаправлять человеческую судьбу, переворачивая жизни. Туту воплотил в себе изюминку стандартной модели бога с кошачьей головой. В скульптуре из известняка, датируемой примерно первым веком нашей эры, он изображен в виде сфинкса, существа с человеческой головой на теле льва.

Как и другие сложные, составные существа, которые его окружают, он побеждает в бруклинской выставке, которая была безукоризненно организована младшим куратором музея египетского искусства Екатериной Барбаш и будет выставлена ​​на всеобщее обозрение более год.Хотя он ограничен единственной, узкой, выкрашенной в красный цвет комнатой в дальнем конце египетских галерей, он не кажется пристройкой к этим галереям. Это похоже на пункт назначения. После того, как вы блуждаете по тысячелетним произведениям искусства в постоянной коллекции, с кошками, разбросанными тут и там, вы попадаете в это кошачье убежище, и, если вы тот человек, о котором я думаю, вы дома.

Божественные кошки Древнего Египта

Сфинкс в Бруклинском музее (все фотографии автора)

Быть кошачьим — это божественно, по крайней мере, таково послание, которое у нас есть из Древнего Египта.Кошки повсюду в египетском искусстве, от возвышающегося Великого Сфинкса Гизы до маленьких бронзовых кошек с заостренными ушами, украшенными золотыми обручами.

В прошлом месяце Бруклинский музей в Нью-Йорке открыл долгосрочную выставку под названием Divine Felines , посвященную кошкам, основанным на египетских коллекциях музея, некоторые из которых впервые выставлены на всеобщее обозрение. Это относительно компактное шоу с 30 предметами, включая подставки для мумий, предметы мебели и крошечные изделия из бронзы, но дает захватывающее представление об этом долгом прославлении кошки как существа, одновременно дикого и прирученного, таинственного и материнского.

Предметы из набора Divine Felines охватывают века от 10 века нашей эры до первого века до нашей эры, но есть связь между использованием кошки как символа плодородия и защиты и наделением богов лучшими кошачьими атрибутами. Ниже приведены некоторые моменты с выставки.

Эта бронзовая сидящая кошка из династии Позднего периода представляет собой богиню Бастет, которая сначала изображалась как львица, но позже превратилась в фигуру, более похожую на домашнюю кошку.Интересной деталью является то, что хвосты кошек в египетском искусстве почти всегда изображались справа от них, так как в иероглифах люди и животные всегда смотрят вправо, поэтому даже в 3D эта черта охраняется, чтобы хвост оставался видимым.

Справа у нас есть кошка со своими котятами, что указывает на плодовитость. Здесь трудно сказать, но один котенок приближается к своей маме, у которой очень человеческая улыбка на лице.

Кошки с серьгами не были чем-то необычным в Древнем Египте, но эта бронза римского периода украшена изысканными украшениями, отражающими стиль того времени.Царапины на ушах не только обозначают мех, но и имитируют иероглиф страусиного пера, означающий правду и гармонию.

Эта стоящая бронзовая богиня Бастет из периода Птолемеев показывает, что она держит другого бога в левой руке, а в правой она когда-то держала систрум, разновидность музыкального инструмента. Да, человеческий интерес к кошкам, играющим на музыкальных инструментах, появился не так давно.

Эта сидящая бронзовая скульптура богини Уаджет из позднего периода когда-то держала в руках мумию мангуста.Уаджет обычно изображали в виде кобры, а поскольку мангусты проводят свою жизнь как заклятые враги змей, ее фигура часто использовалась в качестве подставки для мумий мангуста, что кажется немного жестоким.

Еще один держатель для мумий в виде львиной богини. Первоначально в нем находилась кошачья мумия, и, вероятно, он использовался в качестве подношения другой кошачьей богине. Согнутая поза отсылает к преисподней и демонам-хранителям.

Кошки не всегда были женщинами, так как здесь у нас есть рельеф с богами Туту и ​​Бесом.Львиная Туту слева показана с семью демонами, которыми он управляет, марширующими над ним.

Этот водяной смерч в форме льва использовался для направления воды, но также предназначался для охраны здания, на котором он находился, хотя взволнованная бровь не выглядит устрашающе.

Львы на самом деле в основном покинули Египет во времена фараонов из-за изменения климата, но они все еще были популярны в искусстве. Здесь человек в покое передает силу и уверенность.

Divine Felines — долгосрочная выставка в Бруклинском музее в Нью-Йорке.

«Divine Felines» приносит кошек Древнего Египта в музей Карлоса

Любой любитель кошек скажет вам, что кошки божественны.

Древние египтяне относились к этому понятию даже более серьезно, чем сегодняшние владельцы домашних животных, и очаровательная новая выставка в музее Карлоса, которая продлится до 11 ноября, дает захватывающий взгляд на необычный статус кошек в древнем мире.Это небольшое, но превосходное шоу, которое исследует кошачьи темы в древнеегипетском искусстве. На выставке, организованной Бруклинским музеем и собранной из коллекций Бруклинского музея и Музея Карлоса, представлено более 90 экспонатов — скульптур, тканей, предметов роскоши и погребальных предметов — начиная со Среднего царства и заканчивая римским периодом.

Идея о том, что древние египтяне поклонялись кошкам, время от времени упоминается — эта фраза даже запомнилась в начале рекламы кошачьего корма — но она не совсем точна.Кошкам не поклонялись буквально, но древние египтяне действительно связывали многие врожденные характеристики кошек с аспектами божественного. В аграрном обществе кошки служили важной практической цели избавления жилищ и амбаров от мышей, змей и других паразитов, и мифы изобилуют могущественными кошками или богами с кошачьими головами. Самый могущественный египетский бог, бог солнца Ра, иногда появлялся в образе воинственного кота. Львы, которых в то время водили в полупустынных районах к востоку и западу от Нила, естественным образом ассоциировались с богами и фараонами.И многие богини принимали образ женщины-кошки, плодородной и защитной матери для помета человеческого рода.

Кошка с котятами (фрагмент), по сообщениям, из Саккары, Египет, от позднего периода до периода Птолемеев, 26-я династия или позже, около 664–30 гг. были мумифицированы в Древнем Египте, и на выставке представлено несколько образцов кошачьих мумий и кошачьих саркофагов. Эти тщательно продуманные похоронные приготовления обычно проводились не для того, чтобы домашних животных можно было хоронить в гробницах вместе с любящими владельцами, а для того, чтобы посетители храма могли предложить дух мумифицированного животного.Действительно, спрос был настолько высок, что специально для этой цели были созданы колонии кошек, и иногда неудачливые просители предлагали птичьи кости, перья и другой детрит, завернутый в льняную ткань, чтобы он выглядел как мумифицированная кошка обманчивыми бальзамировщиками. Рентгеновский снимок рядом с кошачьей мумией в «Карлосе» подтверждает, что завернутая в эти бинты реальная сделка.

Одна из самых поразительных вещей в шоу — это то, насколько искусно древние египетские ремесленники уловили множество настроений и аспектов кошачьего поведения.Египетские изображения человеческих фигур редко кажутся такими индивидуализированными или натуралистичными — позы застывшие, головы показаны в профиль, тела спереди — и эти изображения часто могут казаться шаблонными и повторяющимися: главная задача часто заключалась в том, чтобы скульптура просуществовала долго, что предотвратило использование динамических поз или податливых материалов. Но на удивление, кошки здесь, кажется, наполнены жизнью, индивидуальностью, индивидуальностью и бдительностью. Возможно, древние мастера просто чувствовали себя свободнее в изображениях животных, чем в изображениях людей.Какой бы ни была причина, эти кошки — суперзвезды.

Статуэтка кошки, г., Египет, третий промежуточный период, ок. 1076–723 гг. до н.э., бронза, дар Анны Кокс Чемберс (© Музей Майкла Карлоса, Университет Эмори; фото Брюса М. Уайта, 2012 г.) малы: от крошечных бусинок размером с горошину в форме кошачьих головок до маленьких статуэток с крошечными золотыми серьгами — или отверстиями, которые когда-то держали их — древнеегипетский эквивалент ошейника.Будьте готовы наклониться поближе, чтобы рассмотреть скарабеев, амулеты, столовые приборы, игровые предметы и другие мелкие предметы с изображениями кошек. И не забудьте провести некоторое время с тем, что, несомненно, является одним из лучших объектов в шоу, крошечной латунной статуэткой кошки с изысканно гладкими, гладкими линиями и самодовольным, слегка улыбающимся выражением лица, таким же соблазнительным и загадочным, как Мона Лиза . с. Лучшие фотографии просто не соответствуют действительности. У статуэтки даже есть интересная история, связывающая ее с XX веком: когда-то ее подарил Чарли Чаплин своей жене Полетт Годдар.

Другим потрясающим и одним из самых больших объектов в шоу является гранитный бюст примерно 1390–1352 гг. Древний царь Аменхотеп II приказал создавать по крайней мере две статуи богини на каждый день в году, поэтому, видимо, их было много, но та, что у Карлоса, кажется интригующе одинокой, могущественной и созерцательной.

Ложка с ручкой шакала, f ром Саккара, Египет, Новое Царство, 18-я династия, около 1539–1292 гг. до н. э., дерево (любезно предоставлено Бруклинским музеем, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура)

Поклонники кошек могут возмутиться, но выставка расширена за счет комнаты с древнеегипетскими изображениями собак и шакалов.Возможно, египтяне просто не особо заботились о гончих — или, может быть, я пристрастен — но небольшая коллекция предметов здесь кажется менее эстетически удовлетворительной, более приземленной, менее божественной.